Узнайте 10 интересных фактов о московском метрополитене

Вы точно не знаете, что на метро есть скидка 10% для избранных.

Метро — место, окутанное тайнами, историями и слухами. Мы собрали 33 самых интересных факта о столичной подземке.

Лайфхак: в апреле можно получать кэшбэк 10% на поездки в метро. Для этого нужно получить Смарт Карту «Открытия» и оплачивать ей свои передвижения в подземке.

Каждый месяц Смарт Карта даёт уникальный кэшбэк вдобавок к стандартному на всё – 1%. И сейчас это заправки, метро, автобусы и другой общественный транспорт.

Поехали с фактами.

1. Метро в Москве могло появиться в 19 веке

Метрополитен в Москве мог появится еще при царе — первые проекты относятся к 1890 году. Строительству помешало духовенство, заявив, что «человек, созданный по образу и подобию божьему, может унизить себя, спустившись в преисподнюю».

2. Раньше ездили по картонным талонам

В 1935 году в метро проходили по специальным картонным талонам, действующим всего 35 минут, а проезд стоил 50 копеек. В 1959 появились турникеты, а в 1960, в связи с денежной реформой, проезд стал стоить 5 копеек. В 1992 талоны заменили на пластиковые жетоны, а в ноябре того же года на железные, которые действовали до февраля 1999.

Теперь в Москве только бесконтактные карты, а вышедшие из употребления московские жетоны используют в других городах — Екатеринбурге, Нижнем Новгороде.

3. Что делать, если упали на рельсы

Если оказались на путях, ложитесь в специальный лоток между рельсами — здесь поезд не заденет. Не пытайтесь вернуться на платформу, рискуете наступить на контактный рельс, по которому проходят 850 вольт.

4. В метро бывали потопы

В 1984 году воды Царицынского пруда прорвались в один из тоннелей на участке «Каширская» — «Орехово». Восстановление заняло два месяца. Здесь же происходили крупные прорывы в 2001 и 2003 годах.

5. Забыли вещи, где искать?

Забытые вещи ищите на станции «Котельники». В восточном вестибюле находится склад, куда собирают утерянные вещи. Он работает ежедневно с 8:00 до 20:00. Вещи хранятся в течение шести месяцев.

Возможно, ваше имущество находится там, если его до этого никто не присвоил. При получении потерянной вещи предъявите документ, удостоверяющий личность.

6. Запомните знак экстренного торможения

Если рядом с вами кто-то упал на рельсы и нет времени бежать и просить помощи, встаньте рядом с краем платформы и делайте круговые движения рукой.
Можно взять сумку, шапку, любой яркий предмет — все, что привлечет внимание водителя. Он знает, что это знак экстренного торможения.

7. Московское метро любят снимать в кино

Столичная подземка довольно часто мелькает в кино. Вспомнить хотя бы фильм «Путевой обходчик», действие которого развивается в тоннелях рядом со станцией «Достоевская». А еще вы должны помнить безумную погоню на станции Арбатская в «Обители зла 5».

Самыми популярными среди кинематографистов ветками оказались «Арбатского-Покровская», «Сокольническая» и «Кольцевая», а самыми привлекательными — станции «Площадь революции» и «Маяковская».

8. В метро нет урн

До начала 90-х в метро были урны. Позже их убрали в качестве меры по защите от терроризма.

9. В Москве есть «Римская» станция

В Москве есть станция метро «Римская», а вот в Риме «Московской» нет. Зато в Милане можно найти станцию «Mosсova». Такое название она получила в память о миланских солдатах, участвовавших в Бородинской битве. Естественно, на стороне Наполеона.

10. В метро есть грузовые поезда

Днём в метро можно встретить грузовые поезда. Они возят из одного депо в другое электромоторы и запасные колеса. Грузовые поезда — это обычные составы. С вагонов снимают крышу, чтобы сверху помещать туда крупные грузы.

11. Чем пахнет в метро

Вам нравится этот особенный запах метро? Так пахнет тягучее тёмное вещество под названием креозот, который делают из нефтепродуктов. Им обрабатывают деревянные шпалы, тем самым предотвращая гниение.

12. Метро собирались уничтожить

Во время войны, в октябре 1941 года, власти были готовы уничтожить метрополитен. Было поручено разработать план по его полной ликвидации — подземку собирались затопить. Потом приказ отменили.

13. Откуда ветер в метро

Ветер и сквозняки в метро не только от вентиляции, но и от того, что поезда «двигают» воздух по тоннелям, как поршни.

14. Как поезда оказываются в метро

Поезда для московского метро делают в Мытищах на заводе «Метровагонмаш». Готовые вагоны цепляют к тепловозу и везут сначала по Ярославской железной дороге до станции «Северянин». Оттуда по окружной до пересечения с веткой Рижского направления и дальше до станции «Подмосковная». Отсюда есть ветка в депо «Сокол».

15. Какая самая длинная станция

«Воробьёвы горы» — самая длинная станция московского метрополитена. Длина платформы составляет 284 метра. Чтобы пройти ее от начала до конца, придётся потратить 4 минуты.

16. Какую станцию постоянно переименовывали

Больше всех переименовывали станцию «Александровский Сад». Она называлась и «Коминтерн», и «Имени Коминтерна», и «Улица Коминтерна». С 1946 по 1990 год носила название «Калининская», а в 1990 году на несколько дней ее переименовали в «Воздвиженку».

17. В столичном метро была лаборатория

В 1940 году на станции «Динамо» в ночное время работала физическая лаборатория. Космическое излучение, создававшее помехи в лабораториях на земле, не проникало на 40-метровую глубину станции. Благодаря проведённым физиками Г. Н. Флёровым и К. А. Петржак экспериментам, было открыто спонтанное деление ядер урана.

18. А вы видели в подземке доисторических животных?

В московской подземке можно встретить доисторических животных, навечно вмурованных в мрамор. Аммониты и наутилусы, морские ежи и брюхоногие моллюски — всю эту живность можно найти в любое время на тридцати станциях. В поисках вам поможет сайт Палеометро.

19. На «Таганской» есть бункер

К станции «Таганская» примыкает подземный бункер, построенный в 1956 году. Бункер, он же «Объект ГО-42», построили на случай ядерного удара, и действовал он в качестве запасного командного пункта дальней авиации вплоть до 1995 года. После был рассекречен и превращён в музей.

20. Что такое эффект «Выхино»

Станция «Выхино» самая загруженная станция московского метрополитена, благодаря чему появился так называемый «Эффект Выхино». Он заключается в том, что поезда на станции в час пик заполняются настолько, что на следующих станциях, вплоть до пересадки на Кольцевую линию, поместиться в вагоны другим пассажирам невозможно.

21. Не забудьте потереть собаке нос

На станции «Площадь Революции» есть примета: если потереть нос бронзового пса у скульптуры «Пограничник с собакой», удача не заставит себя долго ждать. В итоге собачий нос блестит, как хорошо начищенный самовар. А еще у статуи красноармейца периодически воруют револьвер: в среднем оружие пропадает 3-4 раза в год.

22. Какая самая тихая станция

Самая тихая станция московского метрополитена — «Пражская». Так вышло благодаря особому виду керамической плитки, которой облицованы путевые стены станции. Плитка содержит многочисленные воздушные поры, поглощающие звук.

23. Какая самая глубокая станция

«Парк Победы» — самая глубокая станция в Москве — 84 м до поверхности. Но в мире есть станции и глубже: например, киевская «Арсенальная» — 105,5 метров.

24. Где установлен памятник сочувствия животным

В вестибюле станции «Менделеевская» в 2007 году установили памятник «Сочувствие», посвященный гуманному отношению к бездомным животным.

25. Собаки тоже пользуются метро

В столичной подземке проживают около 500 собак. Они здесь греются зимой и попрошайничают. Одни трутся в вестибюлях станции, другие ездят на поездах. Никто не знает, как животные ориентируются в системе линий и пересадках, но, говорят, многие псы живут на одной станции, а «на работу» ездят на другие.

26. Как мы ходим по именам героев

После сноса Храма Христа Спасителя, который построили в честь победы в войне 1812 года, плиты с именами героев войны использовались в качестве ступеней в московском метро.

27. Где искать «партизанскую» любовь

На станции «Партизанская» есть скульптура партизанки. Если влюбленные хотят долгих взаимоотношений, им рекомендуют встречаться у ее правой ноги.

28. Как голос влияет на направление движения состава

Станции в поездах объявляет то мужской, то женский голос. Пол объявления зависит от направления движения. Мужской голос объявляет станции при движении к центру города, а женский — от центра.

29. Кольцевая линия появилась благодаря кружке кофе

Кольцевая линия появилась почти случайно. Сталин слушал доклад и пил кофе. Планировалось обойтись без разгрузочной линии, используя радиальные ветки и пересадочные станции.

Тогда Сталин поставил стакан прямо на план, на котором остался круглый кофейный след.

«Это ваш главный недостаток, его и постройте» — сказал вождь, и вскоре линия, нарисованная коричневым цветом, в напоминание об этой истории, была внесена в проект.

30. В метро есть часы, которые показывают радиоактивный фон

Часы в конце платформы станции «Каширская» кроме указания времени суток и времени отправления последнего поезда отображают значение радиоактивного фона на станции.

31. Как определить глубину метро

Если на станции Московского метрополитена нет эскалатора — значит, глубина её залегания менее 10 м, если эскалатор есть только на выход — до 15 м.

32. Есть ли в метро машинист-афроамериканец?

Ходят слухи, что в Москве есть машинист-афроамериканец. Например, есть история про эфиопа Ильма Мидексса Тебеко, который приехал в Москву учиться на летчика, но после обучения не смог вернуться на родину из-за государственного переворота. Теперь он управляет электропоездом на Замоскворецкой линии. Другая версия, что парень всю жизнь прожил в Москве и наполовину русский.

33. В метро есть сопровождение для пожилых и беременных

В метро есть бесплатное сопровождение для пожилых, группы школьников, мам с детьми, многодетных семей и даже беременных с багажом. Чтобы вас встретили в точное время, нужно подать заявку здесь.

Суперфакт: в метро можно ездить со скидкой в 10%

Весь апрель катайтесь в метро и возвращайте 10% с каждой поездки. Это работает и с другим общественным транспортом, а также на заправках. Все возвращается в рублях на ту же карту, с которой платили.

Для этого надо обзавестись Смарт Картой, которая каждый месяц дает повышенный кэшбэк 10% на разные категории.

Например, в феврале можно было вернуть деньги в ресторанах и барах, а в марте в такси и за покупку цветов. Смотрите сами — «Единый» на сорок поездок обойдется в 1440 рублей. Оплачиваешь картой и получаешь 144 рублей кэшбэком.

Читайте также:  Проверенные способы избавиться от льда на лобовом стекле

Помимо этого есть базовый кэшбэк в 1% за все — просто платите картой каждый день и получайте деньги с каждой покупки. Плюс можете рассчитывать на 7,5% годовых на остаток на счете, бесплатное пополнение с карт других банков в приложении и снятие наличных без комиссии до 5000 рублей в любом банкомате.

Кроме того, если расплачиваться картой на 30 000 рублей в месяц, то кэшбэк вырастет до 1,5%, а снятие наличных без комиссии — до 50 000 рублей.

Как получить Смарт Карту и ездить на метро с кэшбэком

Чтобы заказать карту, надо скачать приложение банка «Открытие». Клиентом банка быть не обязательно — заявку на карту можно оставить как до, так и после регистрации в приложении.

В отделение банка идти не надо, карту вручит курьер, после чего ее остается активировать в приложении и пользоваться! Карту доставляют бесплатно в 34 городах России в течение нескольких дней.

  • Скачай приложение и закажи Смарт Карту!

В общем, попробуйте Смарт Карту — заправлять любимую машину и скрываться от пробок в метро с 10% кэшбэком будет еще приятнее. Счастливого пути.

Всё самое интересное мы публикуем в Фейсбуке. Лайкните нам

Рейтинг поста:

(4.17 из 5, оценили: 6)
????

Источник: https://www.iphones.ru/iNotes/693158

Интересные факты о московском метро

Современная многомиллионная Москва и метрополитен – понятия неразделимые. Без подземного транспорта крупнейший мегаполис планеты попросту не сможет нормально функционировать.

Идея о запуске метро в Москве возникла еще в позапрошлом веке. Однако первый поезд Московского метрополитена был запущен лишь в феврале 1935 года.

На сегодняшний день он состоит из 15 линий, насчитывает 230 станций и перевозит около 6,5 миллионов человек ежедневно. По длине эксплуатируемых линий Московское метро является первым в Европе и пятым в мире.

Давайте узнаем как можно больше интересной информации об этой масштабной транспортной системе.

Все лучшее – для народа!

Строительство московской подземки проходило под знаком торжественности, помпезности и пышности. Такие станции как «Маяковская» или «Театральная» изначально задумывались как «дворцы для народа», они отличаются монументальностью и считаются подлинными архитектурными шедеврами.

Вместе с тем, работы по прокладке метрополитена шли со скрипом: сказывался острый дефицит и кадров, и техники. В конечном итоге советские власти были вынуждены обратиться за помощью к зарубежным партнерам. В 1934 году в Москву из Великобритании прибыл современный на то время проходческий щит, и работа значительно ускорилась.

От талонов – до бесконтактных карт

В довоенное время москвичи и гости города попадали в метро по специальным талонам, срок действия которых ограничивался 35-ю минутами. В конце 50-х годов здесь появились первые турникеты.

Жетоны для проезда были введены в 1992 году. Вначале они были пластиковыми, а затем – железными. Сегодня в столичной подземке пользуются бесконтактными картами.

Любопытно, что вышедшие из употребления жетоны метро теперь используются в Нижнем Новгороде и Екатеринбурге.

Самая роскошная станция

Таковой, вне всякого сомнения, является станция «Комсомольская» (Кольцевая линия). Во время проектирования она служила символическими воротами города, а потому должна была поражать всех гостей столицы своей небывалой роскошью. Так, при оформлении свода станции было создано восемь великолепных мозаичных панно, выложенных из драгоценных и полудрагоценных камней.

Самая длинная станция

Одна из самых уникальных в Московском метрополитене – станция «Воробьевы горы», расположенная на мосту над Москвой-рекой. Причем, один вестибюль станции находится на правом берегу реки, а другой – на левом. «Воробьевы горы» – это самая длинная станция московской подземки. Общая ее протяженность составляет 284 метра.

Самый короткий интервал движения

Только в Москве в час-пик интервал движения вагонов метро сокращается до 1,5 минут. И этот рекорд еще не превзошла ни одна из систем метро в мире! Такой интервал более чем оправдан: если один из вагонов задержится хотя бы на полминуты, львиная доля пассажиров попросту не сможет в него втиснуться.

Московская подземка в годы Второй Мировой

В Великую Отечественную войну тоннели и станции Московского метрополитена успешно использовались в качестве бомбоубежищ. Во время атак нацистской авиации здесь размещалось около полумиллиона человек. Вскоре на станциях подземки заработали магазины и парикмахерские.

Удивительно, но даже в годы войны Московский метрополитен продолжал строиться. Так, в период с 1941 по 1945 годы было проложено 13 километров путей и открыто семь новых станций.

В новое тысячелетие – за пределы москвы!

В начале 2000-х московская подземка впервые вышла за пределы МКАД, когда была запущена станция «Бульвар Дмитрия Донского». С открытием станции «Мякинино» в 2009 году Московский метрополитен преодолел границы города Москвы и начал осваивать просторы Подмосковья.

О привидениях и монстрах

Метро всегда было окутано ореолом некой мистичности. И московская подземка – не исключение.

В интернете можно найти уйму историй и «страшилок» о призраках, гигантских крысах и зловещих голосах, наполняющих тоннели столичного метрополитена по ночам.

Некоторые из них дополнены фотоснимками или видеозаписями сомнительного качества. Верить или не верить этим историям – это уже дело сугубо личное.

Московская подземка в кинематографе

Московский метрополитен довольно часто появляется в кино. Достаточно вспомнить хотя бы пятую часть знаменитой серии фильмов «Обитель зла». Различные станции «засветились» и в ряде известных советских кинолент. Самые яркие примеры таких фильмов:

  • «Я шагаю по Москве» (станции метро «Университет», «Студенческая»).
  • «Цирк» («Охотный ряд»).
  • «Сверстницы» («Сокол», «Павелецкая», «Кропоткинская»).
  • «Опасный возраст» («Маяковская», «Московские ворота»).
  • «Летят журавли» («Александровский сад»).

В общем и целом, самыми привлекательными для киношников являются две станции – «Маяковская» и «Площадь Революции».

Метрополитен и собаки

Московские ученые подсчитали, что в столичной подземке живет около пяти сотен бездомных собак. Здесь они находят еду и спасаются от суровых зимних морозов. При этом четвероногие обитатели подземки прекрасно ориентируются в достаточно сложной системе линий и пересадочных станций.

Досадная ошибка на «Киевской»

Станцию «Киевская» украшают несколько фресок. На одной из них изображена девушка-украинка с книгой, на обложке которой указано имя автора – «І. Сталін».

В 50-х годах эту надпись затерли в рамках борьбы с культом личности, а в 2015-м – решили восстановить.

Вот только реставраторы не учли, что имя «Иосиф», согласно правилам украинского языка, правильно пишется как «Йосип», а не «Іосип». Ошибка, хоть и незначительная, но всё же ошибка.

Уникальная и бесценная мозаика на «Новокузнецкой»

Мозаика, которая украшает потолок станции «Новокузнецкая», имеет огромную историческую ценность. Ведь она была собрана в блокадном Ленинграде в тяжелых условиях мастером Владимиром Фроловым. По окончанию этой работы сам художник умер от физического истощения.

Другие интересные факты о Московском метро и его станциях

  • «Наш метро – лучший в мире!» – если вы увидите на старых советских лозунгах подобную надпись, не удивляйтесь – это вовсе не безграмотность. Дело в том, что изначально слово «метро» в русском языке было именно мужского рода.
  • Названия станций московской подземки объявляются мужским голосом – если поезд идет по направлению к центру города, и женским – если он движется от центра к периферии.
  • Раньше на станциях Московского метрополитена были урны. В середине 90-х их убрали в рамках борьбы с терроризмом.
  • Серпуховско-Тимирязевская ветка метро обладает одной уникальной особенностью: она пересекает все остальные ветки московской подземки.
  • В 40-х годах на станции «Динамо» по ночам работала секретная физическая лаборатория. Именно здесь было открыто спонтанное деление ядер урана.
  • Самой тихой станцией столичного метрополитена считается «Пражская». Весь секрет – в плитке, которой облицованы стены. В ней содержатся многочисленные поры, которые поглощают звук.
  • Станцию «Площадь Революции» украшают 76 бронзовых скульптур работы известного мастера Матвея Манизера. Считается, что если потереть определенные части у этих скульптур, то сбудется сокровенное желание. Так, у собак пограничников до блеска натерты носы, у красноармейца – граната, а у студентки – туфелька.
  • Если вы что-то потеряете или забудете в Московском метро – отправляйтесь на станцию «Котельники». Именно здесь находится склад утерянных вещей. Пропажи хранятся в нем в течение шести месяцев.

Источник: https://vivareit.ru/interesnye-fakty-o-moskovskom-metro/

Малоизвестные факты о московском метро

Любой крупный город рано или поздно сталкивается с проблемой дорожных пробок. Именно для борьбы с ними и строится метро. Москва не стала исключением: 6 января 1931 года из-за гигантской пробки было практически парализовано движение по улицам столицы. В это время численность населения города приближалась к 3 000 000 человек. И власти решили: пора приниматься за строительство подземки. Хотя, первый подобный проект предлагался еще в самом начале ХХ века, но по ряду причин не был реализован. А вот спустя тридцать лет откладывать строительство уже было нельзя.

За работу взялись немедленно, уже через четыре дня начали копать траншеи на улице Русаковской.

Глубину линий планировали сделать минимальной, но 26-летний инженер Вениамин Маковский, недавний выпускник Ленинградского института инженеров путей сообщения, опубликовал 1 марта 1932 года статью в газете «Правда», в которой убеждал, что необходимы линии глубокого залегания. Его поддержал Лазарь Каганович, а чуть позже и сам Иосиф Виссарионович Сталин. Те траншеи, что уже успели прокопать, пришлось срочно засыпать.

Ходили слухи, что строительство кольцевой линии метро начали совершенно случайно: Сталину принесли доклад о перспективах развития метро в Москве, а «вождь народов» в это время пил кофе.

Он поставил бокал на карту Москвы, на ней остался круглый след. Спорить с Иосифом Виссарионовичем никто не решился. На самом деле, это не более, чем слухи.

Кольцевая линия была запланирована еще в несостоявшемся проекте начала ХХ века.

Первая линия московского метро была открыта 15 мая 1935 года. Именно в этот день началось регулярное движение составов от «Сокольников» до «Парка культуры». На станциях появились большие буквы «М» — символ московской подземки.

Среди москвичей даже был объявлен конкурс на лучший эскиз эмблемы. Поступило 97 работ, но все они были отклонены комиссией. Пришлось обращаться к профессионалам.

Эмблему разработал архитектор Иван Георгиевич Таранов, который, кроме того, проектировал одиннадцать станций столичного метрополитена.

В истории сохранилось даже имя первого пассажира московского метро, им стал рабочий П. Н. Латышев, который приобрел билет А№0001. Говорят, что иностранные коллекционеры предлагали Латышеву серьезные деньги за этот уникальный билет, но он отказался продавать, заявив, что будет хранить его всю жизнь.

Читайте также:  Список необходимых вещей для путешествия на автомобиле

Таким образом, московское метро было открыто более восьмидесяти лет назад. И с тех пор работало бесперебойно, единственный день, когда метро было закрыто для посетителей — 16 октября 1941 года.

Немцы подступали к столице, поэтому, был разработан план, согласно которому, часть метро предполагалось заминировать, а вторую половину — затопить. При этом отмечалось, что закрытие метро вызывает тревогу у горожан.

Чтобы избежать панических настроений, приказ был отменен, а метро уже на следующий день продолжило работу.

В 1556 году в подмосковном Серпухове, на левом берегу реки Нары, был построен белокаменный кремль.

Казалось бы, какое отношение это имеет к строительству Москвы в первой половине ХХ века? Самое прямое, в 1934 году этот кремль был разобран практически полностью. А камень предполагалось использовать для отделки станций метро.

Архитектурный памятник был уничтожен всего за год. Правда, есть информация, что большая часть бутового камня была забракована и он разошелся по другим стройкам.

Курировал строительство метро в столице Лазарь Моисеевич Каганович. Его заслуги были учтены, и метрополитен был назван его именем. Но только до того времени, когда в стране началась борьба с «последствиями культа личности И. В. Сталина».

Так как Каганович был одним из ближайших его соратников, то метро переименовали. Теперь его называли «Метрополитен имени В. И. Ленина». А именем Кагановича была названа лишь одна станция на Сокольнической линии.

Но, ненадолго: в 1961 году станцию назвали «Проспект Маркса», а в 1990 году переименовали в «Охотный ряд».

Первые станции метро были настоящим произведением искусства. Люди ходили сюда как в музей. Но, в пятидесятых годах Никита Сергеевич Хрущев заявил, что излишества необходимо устранить. Станции начали строить по типовым, а не индивидуальным, проектам.

Впервые названия станций начали объявлять для пассажиров 12 декабря 1951 года. сначала это делали машинисты. С 1984 года при движении состава к центру города объявляет мужской голос, а от центра — женский. С инициативой выступило Общество слепых. На кольцевой линии мужчина делает объявления, когда поезд движется по часовой стрелке, а женщина — против часовой.

Ежедневно московское метро принимает около 8 миллионов пассажиров. Это вдвое больше, чем численность населения такого государства как Хорватия. Только через станцию «Выхино» за день проходит около 170 000 человек. Примерно столько же жителей в дальневосточном городе Уссурийске.

Источник: https://i-fakt.ru/maloizvestnye-fakty-o-moskovskom-metro/

Интересные факты о метро

?

Previous Entry | Next Entry

visualhistoryНекоторые интересные факты о метрополитенах мира.

Крупнейшие метрополитены в мире:

по количеству станций и маршрутов — Нью-Йоркский (472 станции, 36 маршрутов) по длине линий — Шанхайский (588 км) и Пекинский (573,6 км) по годовому пассажиропотоку — Пекинский и Шанхайский по пиковому суточному пассажиропотоку — Пекинский и МосковскийС 2008 г. Лозанна является самым маленьким городом в мире с полноценным метрополитеном (ранее таковым был Ренн). население Лозанны составляет всего 138 тыс. человек (меньше почти любого областного центра в России). Самые маленькие «полноценные» метрополитены: в иранском Тебризе, венесуэльском Маракайбо, итальянской Катании, украинском Днепре, Екатеринбурге.Города, где есть метро (сильно устаревшая карта 2011 года):Линия «Кармелит» в Хайфе (6 станций) — самая короткая в мире самостоятельная система внеуличного подземного транспорта (2 км., 6 станций). Фактически она представляет смесь метрополитена с фуникулёром.Чикагское метро является единственным в мире, имеющим одноуровневые пересечения с улицами.Старейшим метро в мире является лондонское. Открытие первой шестикилометровой линии лондонской под8емки состоялось 10 января 1863 года. Построена она была компанией Metropolitan Railway, что переводится как «столичная железная дорога».Турки считают старейшим метрополитеном континентальной Европы линию подземного фуникулёра «Тюнель» в Стамбуле, насчитывающую две станции с расстоянием между ними в 573 метра. Она была открыта в 1875 году.Метрополитен Глазго, который является третьей старейшей подземкой в мире, ни разу не расширялся с момента открытия с момента своего открытия в 1896 году и по-прежнему состоит из одной кольцевой линии (15 станций).В Лондоне слово «метрополитен» стало обозначать только одну линию метро, самую первую. Целиком же метро называют Underground (подземка) или Tube (труба). В шотландском городе Глазго и в США используют другой слова «подземка» — Subway.Впервые слово «метрополитен» (равно как и его сокращение «метро») в принятом у нас смысле стало употребляться в Париже, где в 1900 году подземка была построена компанией «Compagnie du chemin de fer métropolitain de Paris» (Парижская компания столичной железной дороги).Кроме России и республик бывшего СССР, словом «метро» сейчас пользуются в Испании, Португалии, Франции, Греции, Венгрии, Италии, Чехии, Турции и многих других странах.В русском языке слово «метро» первоначально было мужского рода, поскольку является сокращением от слова «метрополитен». Поэтому в «Песне старого извозчика» 1941 года поётся:

Но метро сверкнул перилами дубовыми,Сразу всех он седоков околдовал.

Своя система названий используется в немецкоязычных странах, где наиболее распространённые термины — U-Bahn и S-Bahn. Термин U-Bahn является сокращением от Untergrundbahn — букв. «подземная железная дорога». U-Bahn близок к метро в нашем традиционном понимании, так как является внутригородским транспортом, в основном расположенным под землёй.

S-Bahn (от Stadtbahn — городская железная дорога) ближе к пригородным железнодорожным поездам.В Московском метрополитене 206 станций, 44 из которых признаны объектами культурного наследия.Станция «Мякинино» — это единственная станция московского метро, которая находится за пределами г. Москва, а именно в Красногорском районе Московской области.

16 октября 1941 года было единственным днём за 82 года истории московского метро, когда оно не работало.Первые турникеты появились в Московском метро в 1952 году (на станции «Красные ворота»). До этого контроллеры вручную проверяли все билеты.Петербургский метрополитен до июля 1992 года официально назывался «Ленинградский ордена Ленина метрополитен имени В. И. Ленина».

В Пекине метро в 1969 году, но только в в 1976 году его преобразовали в общедоступный гражданский городской транспорт. До этого система эксплуатировалась военными, перевозки в ней допускались только по санкционируемой служебной необходимости.В Москве, Вашингтоне, Пекине, Пхеньяне и возможно в других городах существуют отдельные правительственные линии, именуемые как «Метро-2».

См. также:

150 лет Лондонскому Метро: фотохроника строительства

Самая интересная станция Киевского метро. Была…

Источник: https://visualhistory.livejournal.com/1780071.html

День рождения метро: 10 интересных фактов о столичной "подземке"

2012-05-15T14:00Z

2012-05-15T14:00Z

https://ria.ru/20120515/649705562.html

https://cdn24.img.ria.ru/images/23299/61/232996105_0:92:2974:1776_1036x0_80_0_0_d2247da7ce9840d5b7f2e2d09a2bbcd4.jpg

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

Московский метрополитен 15 мая отмечает очередной день рождения. Дата не круглая, но красивая — 77 лет. Ко дню рождения «подземки» портал «В Москве» собрал десять интересных фактов о метро.

Например, мало кто знает, какая классическая музыка звучит в подземке для «зайцев», для чего станции в поездах объявляют мужским и женским голосом, и что можно разглядеть в мраморе колонн столичного метро…

Дина Жильцова

Московский метрополитен 15 мая отмечает очередной день рождения. Дата не круглая, но красивая — 77 лет. Ко дню рождения «подземки» портал «В Москве» собрал десять интересных фактов о метро.

Например, мало кто знает, какая классическая музыка звучит в подземке для «зайцев», для чего станции в поездах объявляют мужским и женским голосом, и что можно разглядеть в мраморе колонн столичного метро…

Каким был первый поезд

Ровно в 4 часа 30 минут 15 мая 1935 года открылась первая линия метро, связавшая станцию «Сокольники» со станцией «Парк культуры». В первом пассажирском поезде типа «А» было всего два вагона: красного и песочного цвета.

Первые поезда метро внутри были отделаны линкрустом — желтым фактурным картоном, который еще помнят взрослые пассажиры подземки — он сохранялся до недавнего времени в старых вагонах.

Первый поезд, как музейный экспонат, сейчас находится в депо «Измайлово».

Два года назад, к 75-летию метро, пассажирам метро преподнесли необычный подарок — ретропоезд, стилизованный под знаменитые вагоны типа «А» 30-х годов прошлого века. В нем те же желтенькие стены, мягкие сиденья и необычные ретро-светильники. Легко узнаваемый бежево-коричневый поезд курсирует по Сокольнической линии метро.

Как назывались первые станции

В день рождения метро нельзя не вспомнить и о первых станциях.

Например, о станции «Кропоткинская», которая до октября 1957 года называлась «Дворец Советов» — по названию грандиозного объекта советской эпохи, который планировалось возвести на месте взорванного храма Христа Спасителя, но Дворец Советов так и не был построен. На международных выставках в Париже в 1937 году и Брюсселе в 1958 году макет станции был отмечен гран-при.

Станция «Чистые пруды», которая также была открыта в составе первого участка метро, изначально называлась «Кировская» — в честь государственного деятеля СССР Сергея Мироновича Кирова.

В годы Великой Отечественной войны поезда на этой станции не останавливались, потому что на перроне, огороженном высокими фанерными щитами, располагался Генеральный штаб армии.

Станция получила нынешнее название — «Чистые пруды» — только в 1990 году.

Станция «Маяковская» открылась 11 сентября 1938 года в составе второй очереди строительства метрополитена. Во время немецких авианалетов в годы войны она использовалась как бомбоубежище, а центральный зал станции, в то время — одной из самых глубоких и просторных, служил местом проведения торжественных собраний.

Почему станции объявляют мужским и женским голосом

В 30-40-е годы прошлого века системы радиовещания в вагонах еще не было. Пассажиры ориентировались только по схемам. Впервые состав, оборудованный системой радиовещания, был пущен в конце 1951 года. Тогда названия станций объявлял по микрофону машинист. И только с 1972 года в вагонах метро зазвучали голоса профессиональных дикторов, которые заранее были записаны на магнитную пленку.

Сегодня в поездах автоинформаторы «говорят» мужскими и женскими голосами. Дикторы чередуются в метро не случайно — мужским голосом объявляются станции при движении к центру города, а женским — при движении от центра. На Кольцевой линии во время движения по часовой стрелке звучит мужской голос, во время движения против часовой — женский.

Читайте также:  Что лучше для похудения – фитнес или тренажёрный зал: сравниваем занятия

На Филевской линии — в сторону «Кунцевской» объявления делает только женский голос, а в сторону «Александровского сада» — мужской. На Каховской тоже своя система: от «Каховской» до «Каширской» голос мужской, в обратную сторону — женский.

Как объясняют в «подземке», сделано это было специально для удобства ориентирования слепых и слабовидящих пассажиров.

Какая станция самая романтичная

12 Января 1959 года открывается самая протяженная станция московского метро — «Воробьевы горы», до 1999 года носившая название «Ленинские горы». Станция сооружена по уникальному проекту — станционные пути и платформа расположены на нижнем ярусе метромоста, а на верхнем ярусе осуществляется автомобильное движение.

«Воробьевы горы» стали любимым местом встреч влюбленных. Пары встречались в вестибюле, после чего поднимались по эскалаторам и шли гулять на самую вершину Воробьевых гор.

Здесь назначали свидания несколько поколений москвичей, однако в середине 80-х станция, которую спешно строили к Международному фестивалю молодежи и студентов, начала разрушаться, и ее закрыли на реконструкцию.

В 2002 году «Воробьевы горы» открыли вновь, однако эскалаторы, ведущие на горы, так и не восстановили.

О том, какие загадки хранит метро, что дороже — буханка или проездной, и какая музыка звучит в московской подземке, читайте в полной версии статьи на портале ВМоскве — проекте Группы сайтов РИА Новости

Источник: https://ria.ru/20120515/649705562.html

Интересные истории и факты о московском метрополитене

  1. Первый проект постройки метрополитена был предложен в 1890 г. Предполагалось, что станция метровокзала будет находиться на Красной площади. Воспротивились извозчики и духовные лица. Строительство пришлось отложить до лучших времен.

  2. С карты московского метрополитена исчезли две станции. На месте конечных — «Калужской» и «Первомайской», которые находились на поверхности, сейчас стоят здания и проложены улицы. Они были последними пунктами на линиях, и когда линии продлили, их пришлось «законсервировать».

  3. Самый устойчивый слух о метрополитене касается его обитателей. Разговоры о грызунах величиной с собаку будоражат воображение москвичей. Говорят, что крысы бегают по тоннелям, разгрызают кабели и периодически выходят на поверхность. Обывателям нравится щекотать себе нервы разговорами о мифических существах. По количеству упоминаний они находятся в одном ряду с инопланетянами.

  4. Животные в метро все-таки есть. Друзья человека живут в переходах и наземных вестибюлях станций. По приблизительным подсчетам их около пятисот. Сообразительность собак поражает. Говорят, что они иногда становятся «зайцами» и переезжают с одной станции на другую.

  5. Есть в метрополитене и животные другого рода — доисторические. Внимательно присмотритесь к мраморной отделке павильонов. В облицовке тридцати станций просматриваются аммониты и брюхоногие моллюски, наутилусы и другие обитатели морей девонского периода..

  6. Три секретные ветки метрополитена отходят от Кремля в разных направлениях. Подольск, Чехов и Внуково-2 — именно в эти места будет эвакуировано правительство в случае атомной войны. Вера в такие вещи у народа непоколебима. Кодовое название этих объектов «Метро-2», второй вариант названия — «Д-6».

  7. У хорошего хозяина ничего не пропадет. После разборки Серпуховского кремля (1934г.), белоснежные камни пошли на строительство Сокольнической и Филевской линий.

  8. Нашумевший фильм-катастрофа «Метро» в жизни имел реальную подоплеку. На перегоне Каширская—Орехово, сразу после его открытия в 1984 году, произошел прорыв воды в тоннель из Царицынского пруда. Аналогичные аварии происходили в 2001 и 2003 гг.

  9. Бюро находок метрополитена находится на станции «Университет». Если вы потеряли что-то — не отчаивайтесь, возможно утраченная вещь уже ждет вас там.

  10. В случае падения в тоннель, не стремитесь самостоятельно залезть на платформу. Слишком велика вероятность попасть на контактный рельс с напряжением 850 вольт. Ложитесь в лоток между рельсами — это спасет вам жизнь. Вспомните многочисленные триллеры и детективы — их герои поступают именно так.

  11. Метрополитен Москвы — это целый подземный город со своей инфраструктурой. Наведайтесь в переход между станциями «Римская» и «Площадь Ильича» — в нем находится настоящий фонтан, который действует круглый год.

  12. Самая переменчивая станция — «Александровский Сад». Приводим ее бывшие названия: «Коминтерн», «Имени Коминтерна», «Улица Коминтерна», «Калининская», «Воздвиженская». Жизнь продолжается. Кто знает, как назовут невезучую станцию в следующий раз?

  13. Знаете ли вы, что московский метрополитен официально назывался «Метрополитен им. Л.М. Кагановича» на протяжении двадцати лет? С 1935 по 1955 годы он носил имя того, кто возглавил строительство его первой очереди (в «заслугу» ему можно поставить и личное руководство взрывом храма Христа Спасителя).

  14. Линии метрополитена пересекают Москву-реку в трех местах. По Киевскому, Лужнецкому и Автозаводскому мостам каждый день проходят поезда метро. Еще один метромост соединяет берега Яузы на Сокольнической линии. Строительство моста — дорогое удовольствие. В остальных случаях под руслами речек проезда проходят по метротоннелям.

  15. «Площадь Революции» украшают семьдесят шесть фигур из бронзы. С ними связаны разнообразные приметы. Особой популярностью пользуется «Пограничник с собакой». Собственно, привлекает внимание только собачий нос.

    Если его потереть — исполнится заветное желание – так утверждает людская молва. Похоже действительно помогает — собачий нос блестит, как самовар. Очень нравится вандалам револьвер у красноармейца.

    Несмотря на круглосуточное видеонаблюдение, оружие пропадает от трех до четырех раз в году.

  16. Однотипные поезда ходят в метрополитенах Москвы, Софии, Праги, Варшавы, Тегерана и Будапешта. Многие города в странах СНГ могут похвастаться точно такими же вагонами.

  17. Наиболее глубокая станция уходит от поверхности на 84 метра в глубину. «Парк Победы» имеет четыре путепровода и два зала — проекты прокладки пересекающихся линий отложены из-за недостатка финансирования.

  18. Центральная линия Сокольнической ветки была открыта в 1935 году — это первая линия в столице. Последняя линия — «Бутовская». Ее построили в 2003 году. Рекорд по длине принадлежит Серпуховско-Тимирязьевской — 41 километр проложенного пути. Наиболее короткая линия имеет всего 3,3 километра — это Каховская.

  19. В тяжелые военные годы население пряталось от бомбежек в метро. Всюду — жизнь. 217 детей были рождены в метрополитене во время авианалетов.

  20. Аккуратные лавочки на перроне «Новокузнецкой» ранее стояли в храме Христа Спасителя.

  21. В тоннеле Кольцевой линии машинисты иногда видят призрак. Он появляется с периодичностью раз в месяц и ведет себя очень тихо. По легенде, это дух загадочного машиниста. Кольцевую линию строило много заключенных. С ними не церемонились — говорят, что покойников иногда замуровывали прямо в стены.

  22. Еще одна легенда о призраке связана с умершим недавно обходчиком. Он может появиться на любой линии. Трудолюбивый дух продолжает осматривать линии даже после смерти своего хозяина.

  23. Нехорошие слухи роятся около станции «Сокол». Люди на ней чувствуют «не по себе», статистика утверждает, что самое большое количество самоубийств происходит именно на ней. Негативная энергетика может быть связана со старым кладбищем, которое находилось рядом. После революции здесь происходили массовые расстрелы, что тоже не добавило привлекательности этому месту.

  24. Любители мистики утверждают, что при проектировании не обошлось без вмешательства астрологов. Расположение кольцевых станций в соответствии с зодиакальными созвездиями призвано усилить городскую энергетику — утверждают они.

  25. В 60-е годы метро строили «на перспективу». Станции, порой, «вырастали» просто посередине поля. Так, при строительстве участка «Университет» — «Юго-Западная», случилось ЧП — в котлован упала корова.

Источник: https://KudaGo.com/msk/news/istor-o-mosk-metro/

Интересные факты о московском метро

В скором времени московскому метрополитену стукнет 80 лет. Из этой подборки Вы узнаете множество интересных фактов, касающихся его истории.

Станция метро «Юго-Западная»Станция, названная в честь юго-западного района, была сдана 30 декабря 1963 года. Однако не каждому известно, что на момент завершения строительства рядом не было ни одного жилого здания. Она предназначалась исключительно для жителей деревень, которые располагались в этой части Москвы.

Станция метро «Алтуфьево»По логике вещей станция «Алтуфьево» должна располагаться в микрорайоне с таким же названием. Однако получилось иначе – на территории района есть станция «Бибирево».

Кстати, это первая станция, которую сдали в эксплуатацию после распада Советского Союза.

К сожалению, «Алтуфьево» периодически подтапливается грунтовыми водами, поэтому власти активно обсуждают возможность ее переделки.

Станция метро «Улица Подбельского»На этой станции Вы не найдете улицу с таким названием. А все потому, что она уже давно Ивантеевская. Аналогично получилось с «Площадью Ильича» – название станции сохранили, а улицу переименовали в «Рогожскую Заставу». Наконец, прибыв на «ВДНХ» и покинув павильон, Вы окажетесь в «ВВЦ».

Станция метро «Выхино»У этой необычной станции нет ни единого именного обозначения. При этом у «Римской» их двадцать два. «Выхино» имеет самую высокую пропускную способность – 170 тысяч человек ежесуточно. Такая популярность станции обусловлена тем, что жители населенных пунктов в пригороде Москвы добираются до работы на поездах, которые останавливаются на поверхности.

Станция метро «Дубровка»Эта станция уникальна тем, что платформа проходит на разной глубине. Однако общий спуск ландшафта в этом месте делает особенность незаметной для пассажиров.

Аналогичная ситуация характерна для «Кожуховской».

Примечательно, что завершить строительство станции «Дубровка» не могли около четырех лет – строителям долго не удавалась обездвижить плывун из-за непростых гидрологических условий.

Станция метро «Мякинино»Платформа «Мякинино» находится в непривычном месте – справа. К слову, это самая первая станция, построенная вне территории Москвы. Подобное расположение платформы также характерно для «Кунцевской» и «Парка Победы».

Станция метро «Кутузовская»«Кутузовская» необычна тем, что на ее выходе нет ни одной остановки наземного общественного транспорта. Аналогично обстоят дела со станциями метро «Спортивная», «Мякинино», «Воробьевы горы», «Международная» и «Студенческая».

Станция метро «Кузнецкий мост»Искривленные пути на станции «Кузнецкий мост» добавляют сложности машинистам. Они не видят заднюю часть вагона, поэтому перед отправлением должны дождаться сигнала дежурного, который проводит осмотр хвоста с пассажирами. То же самое характерно для станций «Международная», «Выставочная», «Александровский сад», «Пятницкое шоссе» и «Зябликово».

Станция метро «ВДНХ»Станция «ВДНХ» была возведена в переходный период, когда власти посчитали, что на строительстве нужно экономить, и стиль сталинского ампира остался в истории.

Здесь обыкновенные стены зеленого цвета соседствуют с красивыми люстрами, у которых хрустальные светильники на шесть рожков. Кроме того, вентиляционные каналы декорированы красивыми литыми решетками.

Источник фотографий: фотобанк «Лори»

Источник: https://xn--80aaacfpel4cc2n3b.xn--80adxhks/blog/152-interesnyye_fakty_o_moskovskom_metro.html

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]