Что важнее: школьные знания или «гибкие навыки»?

Термин «soft skills» является одним из хитов динамично меняющегося мира. Эксперты форсайт-сессий, Герман Греф, спикеры важнейших экономических форумов страны и мира считают своим долгом упомянуть в своём выступлении «тот самый» комплекс навыков.

…Российским топ-менеджерам не хватает прежде всего soft-навыков…

Бизнес переориентировался с hard skills на soft…

…побеждают те, кто инвестировал в soft skills…

С одной стороны, ажиотаж вокруг «гибких навыков» радует (по крайней мере, специалистов доп. образования, которые уже давно занимаются проведением навыковых тренингов). Однако вместе с ростом популярности понятия возрастает риск «заболтать», исказить, излишне упростить действительно актуальную и глубокую тему.

Путаница

Существующие популярные статьи содержат огромное количество версий, в которых легко запутаться:

  •  «…мягкие навыки» — это личные качества, которые позволяют эффективно и гармонично взаимодействовать с другими людьми»
  •  «…для работодателей важны не только профессиональные навыки, но и дополнительные знания и умения, которые невозможно получить в университете: креативность, ответственность, учтивость и многие другие. Их называют «мягкими навыками» — soft skills»
  • «…Soft skills относятся не к рабочим, а жизненным навыкам…»

Что важнее: школьные знания или «гибкие навыки»?

Так это личностные качества или навыки? Они «жизненные» или «дополнительные»?

Более того, существует огромное количество названий, в которых легко можно запутаться.

  • Навыки межличностного общения;
  • Человеческие навыки;
  • Жизненные навыки;
  • Социальные навыки;
  • Навыки XXI века.

Почему важно называть вещи своими именами?

Что важнее: школьные знания или «гибкие навыки»?Soft skills: как эмоции, ценности и общение двигают общество вперёд

Возникновение новых реалий (предметов и явлений) всегда требует от нас того, чтобы мы давали им названия. Мы назвали комплекс навыков «soft skills» для того, чтобы выделить его из среды и изучить. 

Но чтобы качественно интегрировать soft skills в российские реалии, очень важно следить за правильностью перевода и употребления этого названия и не допустить смешения качеств с навыками, «личностного» с «жизненным» и «надпрофессиональным».

Мы, конечно можем продолжить создавать десятки разных названий, трактовок и «птичьих языков», но от этого никто сильно в теме не продвинется. Чтобы углубиться в тему, очень важно дать чёткую, логически-непротиворечивую трактовку, зафиксировать термин, который отражает суть. 

Если каждый эксперт будет давать своё определение, ни у кого так и не сложится единого понимания. В результате можно повторить сценарий басни Крылова или же уподобиться строителям, которые никак не могут решить, по какому чертежу закладывать фундамент здания. 

Судя по различным оценкам и прогнозам, в XXI веке нам с вами нужно будет жить в сооружении под названием «soft skills», поэтому давайте сразу убедимся, что чертёж верен, утверждён, и фундамент закладывается в строгом соответствии с ним.

Что важнее: школьные знания или «гибкие навыки»?

С терминами необходимо определиться на этапе закладки фундамента, чтобы результат получился не таким, как на картинке

Что же такое soft skills?

Soft skills (в пер. с англ. «гибкие навыки») — это комплекс неспециализированных надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе и высокую производительность.

Что значит «комплекс»?

Изначально у специалистов, изучающих эту тему, было понимание того, что профессиональный успех и высокая продуктивность — это возникающие свойства, то есть по-настоящему прорывные результаты человек (или команда) показывает тогда, когда несколько навыков образуют комплекс и начинают усиливать друг друга, давать синергетический эффект. 

«Выступающий не только мастерски общался с аудиторией, но ещё и чувствовал её эмоцию, говорил о том, что вызывало волнение и вдохновение у всех присутствующих…»

Что значит «надпрофессиональных»?

Что важнее: школьные знания или «гибкие навыки»?Soft skills, или неакадемические навыки для жизненного успеха

Вне зависимости от того, где вы работаете, вам крайне важно уметь находить общий язык с людьми, быть стрессоустойчивым, системно мыслить и решать проблемы, управлять эмоциями и задавать вопросы. Soft skills — это многоцелевые навыки, которые важны вне зависимости от профессии и сферы. Для них характерна универсальность.

В масштабном исследовании «Форсайт Компетенций 2030» эксперты Сколково также использовали понятие «надпрофессиональные навыки», отметив, что данные навыки являются универсальными и важны для специалистов самых разных отраслей.

Овладение ими позволяет работнику повысить эффективность работы в своей отрасли, а также даёт возможность переходить между отраслями, сохраняя свою востребованность (в англоязычных источниках о soft skills можно встретить термин «employability», иначе говоря, «трудоустраиваемость»).

Если в прошлом веке особенно ценилось умение человека выполнять строго определенную рабочую функцию и занимать своё место в системе разделения труда, то сегодня, как никогда ранее, от людей требуется умение кооперироваться и взаимодействовать «на равных», в горизонтальных структурах.

Для создания большинства товаров и услуг сегодня требуется кооперация профессионалов из разных областей. Такая кооперация возможна лишь на основе развитых soft skills.

Что важнее: школьные знания или «гибкие навыки»?

Перемены идут быстрее, если кооперация происходит горизонтально, а не вертикально. Кадр из т/с «Кремниевая долина»

Какие навыки можно отнести к soft skills?

Гибкость, а не мягкость

На мой взгляд, именно «гибкость» является подходящим словом. Оно уже укоренилось в современной культуре как обозначение «адаптивности», «упругости», «эластичности» и других полезных свойств. То же самое не всегда можно сказать о слове «мягкость».

  • Примеры употребления:
  • ТАК ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО
  • «В XXI веке компании активно инвестируют в развитие гибких навыков своих сотрудников…»
  • ТАК ГОВОРИТЬ НЕПРАВИЛЬНО
  • «Мягкие навыки — это качества человека, которые определяют его успех в жизни и отвечают за межличностное общение, эмоции и креативность…»
  • В следующей статье я расскажу о коммуникации как гибком навыке, о том, как действительно услышать и понять другого человека, а не просто активно кивать.

Внештатный автор

Что важнее: школьные знания или «гибкие навыки»?

Владимир Васильев

Я работаю в WOODROOT. Это образовательная платформа. Там мы создаём и проводим курсы, тренинги и воркшопы, мозговые штурмы и консалтинг для людей и компаний. Пишу блог о самообразовании, поиске себя и продуктивности.

Источник: https://newtonew.com/opinion/soft-skills-gibkost-a-ne-myagkost

Развитие гибких навыков в школе

Сегодня много говорят о развитии soft skills – навыков, которые необходимы любому человеку.

В отличие от hard skills, которые имеют практическое применение, гибкие навыки стоят в стороне от профессиональной специфики, но от того, насколько человек ими владеет, зависят его успехи.

О комплексе soft skills в первую очередь заговорили применительно к бизнесу, но сейчас, с учётом динамично меняющейся среды, он востребован и в системе образования.

Что важнее: школьные знания или «гибкие навыки»?

По данным Организации экономического сотрудничества и развития, жизненный успех учащегося определяют не только академические знания, но и уровень его эмоционального и коммуникативного развития. То есть именно то, что относится к soft skills, гибким навыкам.

В число гибких навыков входят коммуникабельность, эмоциональный интеллект, мышление «результатами» и «процессами», работа с технологиями, организаторские способности, интеллектуальное любопытство, лидерство и многие другие. Развивать их можно «без отрыва от производства» – непосредственно во время урока.

Коммуникабельность

Способность общаться и строить диалог с самыми разными людьми – этому можно научиться в школе. Важным элементом этого навыка является умение адаптироваться к речевой ситуации: само собой, диалог между одноклассниками будет отличаться от разговора между учеником и учителем.

Для развития коммуникабельности подходят дискуссии между группами в классе, организация разговорных клубов, презентация проекта. Последнее задание хорошо тем, что «включает» одновременную проработку нескольких гибких навыков – это и самопрезентация, и лидерство, и позитивность, и другие.

В словаре предпринимателей и инвесторов есть слово «питчить» (от «pitch» – выставлять на продажу), то есть представлять свой проект с целью привлечь финансирование. Такой подход можно взять за основу и, трансформировав с учётом ваших собственных задач, использовать в школе.

  • Стандартная структура питчинга очень проста:
  • ·         Интро – представиться, назвать тему
  • ·         Кому и зачем – описание проблемы и целевой аудитории
  • ·         Что? – суть проекта
  • ·         Как? – описание решения
  • ·         Заключение – в чём польза
  • Держа под рукой эту памятку, можно защищать проекты по разным дисциплинам.

Эмоциональный интеллект

Первой ласточкой в этом направлении, после которой об эмоциональном интеллекте заговорили все, стала работа журналиста Дэниела Гоулмана «Эмоциональный интеллект: Почему он значит больше, чем IQ», опубликованная ещё в девяностые годы.

В этой статье (прочитать основные моменты (на английском) можно здесь) автор, используя разработки учёных из области антропологии и эмоций, говорит о том, что образование, вклад семьи и окружения в успешность, безусловно, важны, но ещё более важным элементом является умение управлять своими эмоциями и осознавать чувства других людей.

Эмоциональный интеллект состоит из четырёх категорий:

1.       Умение общаться с другими людьми, работать в команде и/или возглавлять её.

2.      Эмпатия вне зависимости от того, является человек интровертом или экстравертом.

3.      Знание своих сильных и слабых сторон.

4.      Умение управлять своими эмоциями.

Навыки управления своим эмоциональным интеллектом влияют на работу человека с другими членами группы (например, вместе с одноклассниками готовить какой-либо проект), мотивацию и самоконтроль. Снова – комплекс определённых навыков.

Для развития эмоционального интеллекта можно предложить несколько шагов, самые очевидные из которых – ставить себя на место другого человека (Ваня поступил так, потому что обиделся, когда его вклад в работу не оценили) и называть свои и чужие эмоции (Я чувствую обиду, потому что меня не спросили, хочу ли я заниматься этим, а просто поставили перед фактом). Знания об эмоциональном интеллекте пригодятся классному руководителю, который может столкнуться с необходимостью решать какие-то конфликты.

Навык работы с технологиями

Наряду с гибкими навыками в современной терминологии выделяются и особо востребованные сейчас digital skills – навыки работы с цифровыми ресурсами, умение ориентироваться в технологической среде и использовать преимущества цифровизации.

Сразу оговоримся, что, к примеру, для инженера, эти умения относятся к разряду hard skills, жёстких навыков, имеющих практическое применение. Но для тех, кто не планирует работать в IT, уметь работать с технологиями – это гибкие навыки, которые помогут в разных сферах будущей профессиональной деятельности.

Конечно, можно отметить, что современные дети более чем свободно чувствуют себя в цифровой среде, для них технологии – неотъемлемая часть жизни. Но чаще всего происходит разделение: учебный процесс строится на основе традиционных методов, а все прелести интернета и технологий остаются за границами школы, потому что используются только для развлечений.

Использование цифровых ресурсов в обучении не только формирует навык работы с технологиями, но и интегрирует их во все сферы жизни. Таким образом нет разрыва между «интересными» занятиями и «скучной» учёбой. Если ребёнок учится, применяя доступные современные технологии, он привыкает к тому, что их можно использовать не только для отдыха.  

Цифровой образовательный ресурс ЯКласс – это современная платформа для онлайн-образования, которая позволяет сделать процесс обучения системным и непрерывным. Благодаря тому, что в базе ресурса более 1,6 трлн заданий, каждый ученик может получить свою индивидуальную программу.

Да, к сожалению, далеко не все школы оснащены по последнему слову техники, но при этом большая часть детей располагает либо собственным компьютером, либо смартфоном, достаточно мощным для того, чтобы решать в нём учебные задачи. А значит, ученик может работать на платформе ЯКласс и выполнять задания, которые будут не только повышать уровень его знаний по конкретному предмету, но и развивать навыки работы с технологиями.

Например, задача по геометрии на построение сечений методом следов (раздел 1С:Школа). Предлагаемая модель интерактивна: ученик может вращать её, увеличивать или уменьшать размер и наклон куба.

Такой способ подачи интереснее и нагляднее, чем тот, что предлагается в учебнике геометрии, а кроме того, позволяет более детально представить фигуру.

Так наряду с конкретно практической задачей (построить сечение куба плоскостью) ученик решает задачи по развитию дополнительных гибких навыков: развивает умение работать с цифровыми технологиями и привыкает использовать их в обучении.

Что важнее: школьные знания или «гибкие навыки»?

Пример задания из раздела 1С:Школа (Геометрия)

Важный момент: развитие soft skills – привилегия не только учителей гуманитарного блока. Формирование гибких навыков возможно на любом уроке, ведь речь идёт об освоении не специфических предметных знаний, а тех, которые будут нужны ребёнку вне зависимости от выбранной специальности.

Как мы видим, говорить о развитии какого-то одного навыка нельзя – все они связаны между собой, поэтому работа идёт по всему комплексу soft skills.

Что важнее: школьные знания или «гибкие навыки»?

Партнерский материал

Подписаться на канал ЯКласс

Источник: https://pedsovet.org/beta/article/razvitie-gibkih-navykov-v-skole

Hard skills

Что важнее: школьные знания или «гибкие навыки»?

Вы наверняка знаете, что навыки делятся на два типа: hard skills и soft skills. О последних, универсальных «мягких» навыках, мы пишем часто. Сегодня же поговорим о первых, узнаем какие они бывают и выясним разницу между двумя типами.

Читайте также:  Почему вам и вашим детям стоит разуться: о пользе хождения босиком

Hard skills и soft skills: разница

Hard skills («твердые» или «жесткие» навыки в переводе с английского) — это технические способности или наборы навыков, которые легко определить количественно и которые можно наглядно продемонстрировать. Как правило, их можно изучить, посещая курсы, семинары, читая книги и получив специфический опыт.

Примеры «жестких» навыков:

  • Знание иностранного языка
  • Скорость набора текста
  • Программирование

С точки зрения трудоустройства зачастую именно эти навыки являются основополагающими, ведь специалист в какой-то области должен в первую очередь владеть специальными умениями.

С другой стороны soft skills («мягкие» или «гибкие» навыки) — это комплекс неспециализированных, но важных для карьеры и успеха в жизни надпрофессиональных навыков, которые отвечают за высокую производительность и являются «сквозными», то есть не связаны с конкретной предметной областью. Они субъективны и их трудно измерить. Вкратце, это основная разница между hard skills и soft skills.

Примеры мягких навыков:

Несмотря на то, что сейчас все чаще можно услышать именно о «мягких» навыках, это не значит, что «жесткие» не имеют ценности. Скорее, наоборот: вы можете быть организованным и ответственным, но если помимо этого не обладаете специальными профессиональными навыками, то не сможете реализоваться в полной мере.

Soft skills часто «обманывают» изучающего их человека, ведь прочитав одну книгу или прослушав лекцию, может показаться, что навык освоен. Это быстро, но происходит ли прогресс, проверить сложно. А вот такой «жесткий» навык как владение иностранным языком — это то, что нужно долго и настойчиво учить. Его польза может быть гораздо ощутимее, но на развитие потребуются месяцы и даже годы.

Также обратите внимание на терминологию. Для hard skills правила остаются одинаковыми, независимо от компании или людей, с которыми вы работаете. В «мягких» же навыках правила меняются. Подумайте, например, о программировании и коммуникации.

Жесткие навыки можно изучать, не выходя из дома, читая книги и занимаясь на компьютере. Есть некоторые уровни компетенции, которые можно повышать, а затем проверять их с помощью тестов. Большинство же мягких навыков требуют практики в реальном мире, проб и ошибок, а также развитой интуиции. Это не тот случай, когда вы можете получить пошаговую инструкцию.

Типы hard skills

Хотя необходимые способности зависят от области работы, есть некоторые общие «жесткие» навыки, которые нужно в себе развить. К примеру:

Основные компьютерные навыки

Не удивительно, что многие современные виды занятости требуют компьютерных навыков. Базовые из них: умение работать с операционными системами вроде Windows, а также с приложениями типа Word, Excel, PowerPoint, Outlook Express. Тоже касается и быстрого набора, умения искать информацию в интернете.

Анализ данных

Речь не только о тех специальностях, где человек напрямую занимается анализом данных. Умение анализировать пригодится и для жизни в целом, и в работе многих людей, которые сталкиваются с любыми объемами информации, и вынуждены в ней разбираться.

  • Математические навыки
  • Знание математики имеет решающее значение для многих сфер бизнеса: финансы, ИТ, строительство, бухгалтерский учет, архитектура, машиностроение, логистика, медицина, торговля и другие.
  • Знание иностранных языков

Если вы знаете английский язык, то, скорее всего, получите преимущество перед остальными кандидатами на должность. Как минимум, это помогает находить нужную информацию на зарубежных сайтах или общаться с заграничными клиентами.

Планирование

Эта способность тесно связана со многими профессиями и бизнес-сферами, такими как управление проектами, маркетинг, проектирование, бизнес-анализ, продажи, логистика, строительство и так далее.

Три типа работы

Условно, каждую должность можно поместить в одну из трех категорий. Важно, чтобы вы узнали в них то, чем именно вы занимаетесь, после чего начали развивать те или иные навыки.

Работа, что требует «жестких» навыков и немного — «мягких»

Здесь есть возможность добиться огромного успеха, даже имея сложности, к примеру, в общении с коллегами. Избитый пример — физики и программисты.

Работа, что требует одинакового уровня «жестких» и «мягких» навыков

Большинство должностей находятся именно в этой категории. Например, юристы — им нужно знать закон, но также необходимо находить общий язык с клиентами. Здесь, при прочих равных, хорошую работу получит тот, кто фокусируется как на «жестких», так и на «мягких» навыках.

Работа, что требует «мягких» и немного «жестких» навыков

К примеру, продажи. Продавцу совершенно не нужно знать о том, как работает автомобиль, который он продает (он может, но не обязан). Успех здесь в большей мере зависит от способности «читать» своих клиентов, убеждать и вести переговоры.

Три вопроса, которые стоит себе задать

Порой совершенно непонятно, какие навыки стоит в себе развить, чтобы преуспеть в карьере. Вот три вопроса, ответы на которые помогут разобраться:

  • Насколько критично для меня и моей карьеры умение общаться с людьми? Как от этого зависят мои доходы?
  • Есть ли люди в компании, где я работаю, которые продвигаются быстрее, чем я? Что они такого умеют, чего не умею я?
  • Как сильно на мою продуктивность влияет умение держать эмоции под контролем?

Не спешите и отвечайте на эти вопросы развернуто. Вы должны определить, на что нужно сделать упор именно в этот момент своей жизни.

«Жесткие» навыки для управления проектами

Чтобы понять, зачем нужны «жесткие» навыки в работе, а особенно командной, нужно рассмотреть конкретный пример.

Вот «жесткие» навыки, которые потребуются вам, если вы хотите стать или работаете менеджером проектов:

  • Подготовка проекта
  • Разбивка проекта на части
  • Планирование
  • Составление бюджета
  • Управление рисками

Поговорим про каждый этап отдельно.

Подготовка проекта

Подготовка проекта (project charter) — это план-документ, который создает менеджер проекта. Он представляет собой краткое изложение возможностей для бизнеса, которые команда намерена использовать.

Такой план становится ориентиром на протяжении всего жизненного цикла проекта. Чтобы научиться его создавать, нужно придерживаться следующих правил:

  • Используйте план как возможность привлечь спонсора и заинтересованные стороны.
  • Будьте четкими и лаконичными: он не должен быть больше двух страниц.
  • Включите измеримые, привязанные ко времени цели, которые реалистичны, понятны и просты в отслеживании.
  • Сделайте план визуальным — это поможет отслеживать ключевые этапы.

Что важнее: школьные знания или «гибкие навыки»?

Разбивка проекта на части

Менеджер по проектам должен стать профессионалом в разбивке всех ключевых этапов на мелкие части. Вот «жесткие» навыки, которыми необходимо овладеть:

  • Используйте такие инструменты как программы для создания ментальных карт.
  • Используйте любые модели или шаблоны.
  • Создайте список всех необходимых инструментов.

Планирование

Руководители проектов знают, что им необходимо составить график действий, четко привязанных ко времени, чтобы они могли установить порядок выполнения задач.

В ходе проекта график поможет увидеть, в каком состоянии находится та или иная задача. Это помогает оценить проект в целом и сделать необходимые выводы.

Планирование требует мастерства. По сути, это один из самых сложных «жестких» навыков.

Составление бюджета

Написание проекта бюджета — это «жесткий» навык, который требует знаний в бизнесе и финансах.

Зачастую проекты, которые выполнены в срок, но выбились из бюджета, считаются неуспешными. Руководители должны быть опытными в прогнозировании и управлении финансами. Вот несколько навыков, которые необходимо в себе развить:

  • Проконсультируйтесь со своей командой и спонсором при оценке своих расходов. У них есть опыт, который может помочь.
  • После того, как вы оценили затраты, определите такие риски, как зависимость от третьих сторон или незнакомые технологии.
  • Ваш бюджет должен быть не просто общей стоимостью проекта, а стоимостью плюс риски.
  • Изучите аналогичные бюджеты, которые ваша команда могла создать раньше, уделяя особое внимание областям, что вышли за рамки бюджета.
  • Ищите дополнительное финансирование.

Как видим, «мягкие» навыки здесь пригодятся, но не являются приоритетными. Умение выполнять тяжелую и даже скучную работу порой важнее, чем выдающиеся лидерские качества.

***

Разумеется, в большинстве случаев важно развивать как «жесткие», так и «мягкие» навыки. Первые обычно помогают найти работу, а вторые — стать в ней успешным. Вот сферы, в которых нужно их грамотно сочетать:

Коммуникации

«Жесткие» навыки. Чтобы направлять работу команды, нужно овладеть некоторыми методиками или приложениями. Например, Trello: знать, какие возможности приложение предоставляет и использовать их.

«Мягкие» навыки. Вы должны научиться выражать свои мысли, быть отзывчивым и находчивым. Писать электронные письма, которые будут краткими и понятными, без двусмысленности, создавать яркие презентации и позволять собеседникам почувствовать себя важными.

Командная работа

«Жесткие» навыки. Ознакомьтесь со всеми требованиями, которые нужны для работы в команде. В том числе — в виртуальной. Как в этих условиях контролировать и направлять работу команды? Именно в этом и состоит «жесткий» навык, который необходимо развить.

«Мягкие» навыки. Это не значит, что вы всегда должны быть в свете софитов или брать на себя роль лидера. Речь идет о понимании, что и когда сделать и сказать, об уважении других, соблюдении сроков.

Лидерство

«Жесткие» навыки. Это самая любопытная область, о которой можно говорить долго. Люди, которые о лидерстве узнали из книг, считают, что для успеха нужно быть харизматичным,  уверенным в себе и научиться вести других за собой.

Но это примитивное понимание лидерства. Сколько бы ни говорили о Джобсе и его «мягких» навыках, он, прежде всего, был технически подкованным человеком. И если бы ничего не понимал о том, как работают компьютеры, то и не добился бы даже части того успеха, который имел.

Итог вполне очевиден: вы не сможете руководить командой, если у вас не будет технических навыков в той области, в которой она работает.

«Мягкие» навыки. Теперь поговорим о тех навыках, которыми был знаменит Джобс. Да, для того, чтобы стать исключительным лидером, нужно научиться вдохновлять, вызывать энтузиазм, создавать доверие в команде, относиться с уважением к другим.

Лидерство заключается в том, чтобы незримо направлять свою команду и одновременно не мешать ей работать. Создать такую атмосферу, при которой люди будут с огромным удовольствием приходить на работу.

Таким образом, создание успешной карьеры — это не только развитие «мягких» навыков. Нет смысла ограничиваться только ими, поскольку в современном мире все очень переплетено, а грани размыты.

Пример Стива Джобса и Стива Возняка показателен в данном отношении. Первый вошел в историю как бизнес-гуру и технический гений. Второго же вспоминают намного реже. Возняк — технический гений, который интересовался исключительно компьютерами.

Джобсу же были интересны все области бизнеса.

Заключение

Нет четкого ответа на вопрос: «Какие навыки нужно развивать в первую очередь». Если вы стремитесь быть развитым и успешным человеком, то он и вовсе неправилен. Только в сумме все ваши навыки позволят полностью реализовать свой потенциал.

Изучайте биографии известных людей и старайтесь подмечать, что в их успехе «виноваты» как «жесткие», так и «мягкие» навыки. В конце концов, это сделает из вас более гармоничную и развитую личность.

Желаем вам удачи!

Источник: https://4brain.ru/blog/hard-skills/

Soft Skills (Софт скиллс) и Hard Skills (Хард скиллс) навыки — Бизнес-Репетитор

Однажды в школе, в старших классах, был такой случай. Троечник Сергей подсел ко мне за парту на одном из уроков и стал расспрашивать о жизни отличника. Помню, как он задал характерный вопрос: «А чего ты такой необщительный?» Я тогда с триумфом ответил: «А мне не нужно быть общительным».

Я имел в виду, что раз я отлично учусь и мне легко даются предметы, то мне совсем не нужно быть общительным, чтобы, например, просить помощи у других. Для тех же, кто учился плохо, коммуникабельность была важна: надо было, например, уметь убеждать отличников, чтобы те дали им списать или помогли на зачете, а учителя поставили им «тройку» вместо «двойки».

Можно сказать, что пока в школе я изучал hard skills (то есть профессиональные навыки, например, знание языков программирования), некоторые мои одноклассники прокачивали soft skills.

И когда мы подросли, закончили ВУЗы и получили первый опыт наемной работы, у многих троечников дела шли лучше, чем у меня.

За счет навыков общения, убеждения, ведения переговоров, умелой командной работы они проявили себя лучше, чем «хард-скильный» я, который в школе считал, что все это остальное мне не нужно.

С такой проблемой сталкиваются многие школьные отличники, когда начинают работать в компаниях. Они по инерции, как в школе, начинают фокусироваться на профессиональных навыках, но в бизнесе успех часто определяет другое — умение общаться с людьми, навыки постановки задач, командная работа, умение публично выступать — все то, что сейчас называют гибкими навыками.

Небольшой ликбез: что важнее hard или soft skills

Чем soft skills или гибкие навыки (иногда их еще называют «мягкими» навыками) отличаются от hard skills или «жестких» навыков?

Читайте также:  Почему сейчас модно быть занятым, и как вырваться из порочного круга

Оба термина ведут свое происхождение из практики обучения американских военнослужащих. Тогда методологи армии США выявили, что для военных важны не только профессиональные навыки (hard skills), но и универсальные компетенции (soft skills).

В военной доктрине 1968 года было сформулировано, что hard skills являются навыками работы преимущественно с машинами, а soft skills — навыками работы с людьми и с бумагами. Позже термин прижился в мире бизнеса. Hard skills часто переводят на русский как «профессиональными навыки», а soft skills — как личными качества.

Почему всем работодателям нужны именно soft skills

Начиная с 2000 года фокус внимания при подборе персонала постепенно стал смещаться с hard skills на soft. «Побеждают те, кто инвестировал в soft skills», — например, заявляет глава самого крупного банка страны Герман Греф.

Дело в том, что социальные науки выяснили, что связь между IQ и высокими результатами компании или между hard skills сотрудников и результатами далеко не всегда прослеживается.

А вот связь между эмоциональным интеллектом команды (это тоже набор гибких навыков) и результатами прослеживается практически всегда.

Фокус на развитии гибких навыков стал еще сильнее за счет внедрения искусственного интеллекта. Стало понятно, что с развитием роботов лучшие узкие специалисты стали своего рода «каспаровыми»: машины стали делать их работу лучше их. А вот такие навыки, как коммуникация, креативное мышление, управленческие навыки только выросли в цене. Ведь роботы в этом пока нам не конкуренты.

Искусственный интеллект берет на себя всё новые задачи, которые раньше выполняли люди. Многих привычных профессий не станет уже к 2030 году.

По прогнозам футурологов, значительная часть людей в скором времени станет жить на скромное пособие или будут выполнять социальную работу за небольшую плату. Только часть людей сможет полноценно встроиться в новый мир совместной работы людей и роботов.

На вопрос «что для этого нужно?» эксперты отвечают: стать более человечными. Или, если перевести с философского языка на деловой, — развивать soft skills.

Какие бывают soft skills

Soft skills — это все надпрофессиональные неспециализированные навыки, которые не связаны со специальностью сотрудника.

К ним обычно относят следующие навыки:

1. Базовые коммуникативные навыки

Это умение слушать собеседника, поддерживать разговор, эффективно вести себя в критических ситуациях при общении с окружающими, умение вести переписку, задавать вопросы, аргументированно отстаивать свою точку зрения. Сюда же можно отнести умение проводить публичные выступление, базовые навыки продаж, клиентоориентированность.

2. Навыки self-менеджмента

Это умение контролировать свое состояние, управлять эмоциями, планировать и ставить цели, навыки тайм-менеджмента, умение получать обратную связь от других и меняться на ее основе.

3. Навыки эффективного мышления

Это умение мыслить так, чтобы в каждой ситуации совершать более правильные решения по сравнению с обычным человеком.

Так, креативное мышление позволяет по-новому посмотреть на проблемную ситуацию, системное мышление помогает увидеть как ставка на краткосрочные результаты может навредить компании на длительном отрезке времени, а стратегическое мышление (важный навык для руководителей) позволяет увидеть, что происходит в вашей нише и какие шаги нужно совершить уже сейчас для результатов в будущем.

4. Управленческие навыки

Сегодня они нужны не только руководителям и предпринимателем, ведь даже рядовой сотрудник обычно имеет дело с другими людьми, которым он дает поручения (фрилансеры, курьеры, подрядчики).

От того, насколько ясно сотрудник умеет ставить задачи другим, от его способности мотивировать других, контролировать реализацию задач, делегировать функции обычно напрямую зависит, идет он на повышение или нет.

Почему главы компаний делают ставку на soft skils?

«Российским топ-менеджерам не хватает прежде всего soft-навыков». «Бизнес переориентировался с hard skills на soft». «Побеждают те, кто инвестировал в soft skills».

Это всё цитаты руководителей российских компаний о гибких навыках. Последнее утверждение, кстати, принадлежит Герману Грефу.

Почему за сравнительно небольшой период времени гибкие навыки стали так востребованы в бизнесе. Тут есть несколько объяснений. Одно пришло из мира социальных исследований.

EQ вместо IQ

В прошлом веке традиционно считали, что успех бизнеса зависит от того, насколько умные люди работают в компании. HRы ведущих компаний ездили по университетам и предлагали стажировку в своих компаниям выпускникам с красным дипломам или отличникам, учившимся на последних курсах. В Америке большее значение придавалось IQ кандидата. Считалось, что чем оно выше, тем лучше.

Но социальные исследования конца прошлого века выявили странную для тогдашней парадигмы вещь. Высокий IQ команды слабо коррелировал с успешностью бизнеса, тогда как EQ (или эмоциональный интеллект) руководителя и топ-менеджеров показывал высокую степень корреляции с результативностью. Чем выше был коллективный EQ команды управленцев, тем больших результатов добивалась компания.

Эмоциональный интеллект — умение распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желание других людей, способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач. И он как раз относится к группе soft skill, которые как стало понятно, и обеспечивают успешную работу компании.

Второй важной предпосылкой стали заметные успехи в робототехники. В ближайшее время миллионы людей лишатся своих привычных мест работы. Их заменят роботы. А специалисты более интеллектуальных профессий, скорее всего, будут работать в связке с машиной. Искусственный интеллект возьмет на себя большую часть hard skills.

В итоге ситуация может перевернуться с ног на голову: более сильные в hard skills специалисты станут ахиллесовой пятой компании, так как не будут делегировать свои функции более «способным» машинам. Некогда выдающиеся сотрудники они станут «человеческим фактором». Выигрывать в этих условиях будут команды, у которых лучше развиты гибкие навыки.

Работает команда, а не одиночки

Еще один немаловажный момент — это особенности командной работы. Создатель теории ограничений Элияху Голдратт в своих романах наглядно показал, что возможности компании определяются слабым звеном. В его романы скауты совершают поход. То, насколько быстро они выполнят эту задачу, будет зависеть от самого слабого, тучного и невыносливого участника в их команде.

Понимание этой логики заставляет HRов при выборе кандидатов бдительно оценивать уровень развития их гибких навыков. Если вы искали работу сравнительно недавно, наверняка, столкнулись с тем, что в тестовых заданиях уже проверяет не только ваши профессиональными навыки, но и soft skills.

«А как вы поступите в такой ситуации, а как в этой?» — все чаще такие вопросы вставляют в тестовое задание. Причем, дальше это тенденция будет только нарастать, и профессионалам с плохо развитыми soft skills будет непросто найти желанную работу. Более того, изменится сам язык.

Таких специалистов, вероятно, уже и не будут называть профессионалами.

Как развить soft skills

Как развивать гибкие навыки? Начнем с плохой новости. Если овладеть hard skills можно в различных ВУЗах и техникумах, то для soft skills пока не существует легких пошаговых программ и инструкций.

Некоторые люди развили некоторые гибкие навыки в детстве, тогда как другие могут приобрести их с опытом, путем проб и ошибок. Порой очень дорогих ошибок.

При этом считается, что soft skills осваиваются медленнее, чем hard skills.

Кроме того, soft skills требуют более глубокой работы по сравнению с hard. Буквально надо менять свой характер, а людей, как правило, устраивает то, какие они есть сейчас, чтобы они про это не говорили.

Есть три базовых варианта развития soft skills, только один из которых можно назвать действительно эффективным.

Пожалуй, идеальный случай для развития soft skills — это устроиться в передовую компанию, где сотруднику необходимо раз за разом совершенствоваться в этих вопросах. Сам формат работы в компании приведет к тому, что вам будет необходимо корректировать свой «характер», если вы захотите работать в такой команде.

Проблема в том, что на вакансии в таких передовых компаний высокий конкурс, а трудоустраивают они обычно людей, которые уже базово подходят им и имеют неплохие гибкие навыки. Если выпускник ВУЗа попадет на стажировку в такую компанию, проявит себя с хорошей стороны и его трудоустроят, то это отличный старт для его карьеры. Но счастливым шансом могут воспользоваться не все.

Несмотря на мощный запрос со стороны работодателей, большинство людей лишь немного улучшают свои гибкие навыки и не могут ответить на «запрос века».

Дело в том, что развитие этих навыков требует систематической работы, но мало кто находит возможность для неё в сегодняшнем мире, переполненном соблазнами.

Сегодня тебе предлагают тренинг, который за 2 недели научит тебя зарабатывать от 200 тысяч рублей в месяц (неважно, что сейчас ты зарабатываешь 70 тысяч), завтра выйдет книга, которая обещает тебе «новую жизнь». Но все эти информационные соблазны обычно дают мало пользы людям, склонным к саморазвитию. Давайте разберемся почему.

Книги

Самая простая и понятная идея — это прочитать книгу с названием, например, «Эмоциональный интеллект 2.0». Но такой путь на деле — один из самых сложных. Ведь с книгой надо работать и регулярно совершенствовать навыки по её методике. Хватит ли у вас самодисциплины для этого?

Обычно прочитанная книга о навыке приводит человека только лишь к мысли: «Это важно, надо развивать». Но сам процесс развития откладывается надолго.

Тренинги

В крупных городах сейчас предлагается большое количество тренингов. Обычно они затрагивают только некоторые аспекты soft skills.

Например, за месяц вас могут научить хорошо публично выступать или базовым навыкам продаж — продукта, себя, идеи. Но здесь проблема примерно такая же, как с книгами.

На время тренинга вы будете развивать навыки, но если ваша работа с этими навыками не связана, то приобретенный навык скоро забудется.

Это более эффективный вариант, чем книги. Ведь у вас будет практика, с вами будет работать тренер. Но здесь проблема в том, что на тренинге вы только начали двигаться в нужном направлении. Если после тренинга, например, по коммуникации и продажам вы начнете их применять по работе — замечательно.

Есть вероятность, что вы сформируете нужный навык. Но больше половины участников тренингов начинают постепенно терять навык, которому они учились. Кроме того, программы высококлассных тренеров требуют значительных инвестиций и обычно развивают только некоторые навыки из числа гибких.

Практика навыка в компании

Идеальный случай для развития soft skills — это приглашение вас в передовую компанию, где сотруднику необходимо раз за разом совершенствоваться в этих вопросах. Проблема в том, что таких передовых компаний сравнительно немного, и если у вас сейчас гибкие навыки развиты слабо, шансы, что вам предложат такую работу, невелики.

Книгами, тренингами, трудоустройством в передовую компанию список возможностей не ограничивается. Например, вы можете найти себе наставника, который будет работать с вами индивидуально. Сегодня многие собственники и руководители компаний, а также некоторые топ-менеджеры идут по этому пути. Они понимают: чтобы вырасти, надо учиться у тех, кто превосходит нас в мире бизнеса и других сферах.

Решение есть

Ассоциация «Бизнес-репетитор» занимается развитием гибких навыков уже около 16 лет. В отличие от книг и краткосрочных тренингов, мы предлагаем долгосрочные программы по совершенствованию этих навыков.

Работа идет до полноценного результата. Кроме того, в процессе прохождения наших программ вы получите возможности для практики. У вас будет наставник, который создаст условия для формирования этих навыков.

После прохождения такой программы с вами охотно захотят работать многие передовые компании. Другой вопрос — захотите ли вы работать на полную ставку. Ведь сформированные гибкие навыки позволят вам эффективно работать удаленно, сотрудничая с компаниями на выгодных для вас условиях. Или вы сможете сделать первые шаги для создания собственного бизнеса.

Николай Корзинов

Источник: https://biznes-repetitor.ru/stati/samorazvitie/gibkie-navyki/

Как оценить гибкие компетенции?

Участники международной конференции «Школьное образование 21 века: формирование и оценка гибких компетенций», прошедшей в Москве 29 августа, обсудили проблемы формирования и оценки гибких компетенций у школьников.

Все участники дискуссии сошлись во мнении, что гибкие компетенции, к числу которых относят креативность, критическое мышление, навыки общения, социальные навыки, будут играть все большую роль в меняющемся мире и в системе образования будущего.

По словам руководителя Рособрнадзора Сергея Кравцова, классическим формам школьного образования предстоит серьезная трансформация, которая затронет и Россию. Система образования будущего должна успешно справляться с формированием гибких компетенций (soft skills), но эту задачу невозможно решить в отрыве от базового образования.

Задания на оценку гибких компетенций (критического мышления, поиска решения в условиях заданной жизненной ситуации) уже присутствуют в ЕГЭ, ОГЭ и всероссийских проверочных работах, но необходимы дальнейшие шаги в этом направлении.

В этом году создана рабочая группа с участием представителей Российской академии наук, различных ведомств в системе образования, а также бизнес-структур, которая на экспертном уровне организует обсуждение всего спектра вопросов, связанных с формированием и оценкой гибких компетенций.

Исполнительный директор Международной ассоциации по оценке образовательных достижений IEA Дирк Хастед отметил, что существует много разных определений гибких навыков, но единое понимание, что к ним относить, отсутствует. К гибким навыкам относят такие качества, как умение работать с людьми, социальные навыки и навыки общения, личностные качества (честность, гибкость, мотивация и другие). «Гибкие навыки приобретают совершенно новое значение в контексте сегодняшнего дня, именно они будут на повестке обучения и оценки в будущем», – заявил руководитель департамента по образованию и навыкам ОЭСР Андреас Шляйхер.

По его мнению, система обучения предметным знаниям и инструменты их оценки сейчас достаточно хорошо развиты.

Гибкие компетенции оценить гораздо сложнее, но это – очень важная задача, так как такая оценка поможет повысить эффективность образовательного процесса.

Он рассказал, что в ОЭСР выделяют три наиболее важных класса гибких компетенций: способность создавать новые знания и развивать новые идеи, способность брать на себя ответственность и способность разрешать проблемы и противоречия.

  • Он рассказал о проведенном ОЭСР исследовании «детская PISA», в рамках которого исследовались социальные и эмоциональные навыки 10-летних и 15-летних школьников.
  • Иллюстрация из архива НООС

Исследование выявило прямую зависимость между развитием социально-эмоциональных навыков (креативность, любознательность, способность к кооперации, эмпатия, настойчивость, ответственность, самоконтроль, толерантность и другие) и психологическим климатом в классе, отношениями между детьми и родителями, уровнем притязаний в учебе и жизни, удовлетворенностью жизнью, а также состоянием здоровья школьников. Исследование выявило и гендерные различия: девочки лучше умеют работать сообща, у них лучше развита эмпатия и толерантность, а у мальчиков более высок уровень оптимизма, эмоциональной устойчивости и стрессоустойчивости. «Можем ли мы действительно измерить такие вещи с достаточной долей надежности? Это гораздо более трудная задача, чем оценка знаний по физике или математике. Но мы уже разработали достаточно надежные инструменты, продолжаем их совершенствовать и ближайшие 10 лет мы с определенной долей надежности сможем измерять социально-эмоциональные навыки учащихся», – заявил Андреас Шляйхер. Информация сайта Рособрнадзора

Читайте также:  Почему подросток сильно потеет, и как ему помочь

Источник: http://www.edu54.ru/news/list/211332/

Что такое soft skills и почему без них ребенку не светит успешное будущее

Рассказываем, что такое soft skills и почему от них зависит реализация человека в любой профессии.

Академические знания — лишь малая часть знаний и навыков, которые понадобятся для построения карьеры. Постсоветская школьная система активно делится с учениками информацией, а личностным качествам, необходимым для работы, уделяет слишком мало внимания. Однако от soft skills (гибких навыков) зависит будущий успех — поступление в престижный вуз, стремительная карьера, самореализация.

О том, какие навыки понадобятся подростку, чтобы найти первую интересную работу, и как правильно их развивать, «Летидору» рассказала менеджер онлайн-платформы для поиска репетиторов Preply Виктория Жукова.

Soft skills — это те навыки, которые раньше в резюме называли личностными характеристиками. Это комплекс неспециализированных навыков, которые важны практически в любой профессии.

Soft skills описывают личность специалиста:

умение участвовать в рабочем процессе команды, адекватное общение с другими людьми, высокую производительность, дисциплину, самодисциплину.

  • Условно гибкие навыки можно разделить на:
  • ● Социальные, коммуникативные навыки (отвечают за взаимодействие с другими людьми): коммуникабельность, грамотная письменная и устная речь, умение выступать на публике, убеждать, распознавать эмоциональное состояние и мотивы поведения окружающих людей, гибкость и восприимчивость к критике.
  • ● Интеллектуальные навыки мышления (отвечают за профессиональное развитие): аналитический склад ума, хорошая память, любопытство, эрудированность, обучаемость, креативность, умение видеть и решать проблему.
  • ● Волевые навыки (отвечают за дисциплину и достижение целей): стрессоустойчивость, упорство, управление временем, ориентированность на результат, готовность выполнять кропотливую или рутинную работу.
  • ● Лидерские, управленческие навыки (отвечают за успешное использование ресурсов и организацию процессов): ответственность, умение принимать решения, формировать команду, разрешать конфликты, наставничество.

В одних профессиях важнее креативность, в других — усидчивость. Одни специалисты не смогут обойтись без умения работать в команде, другие — без лидерских качеств и навыков стратегического планирования. Но в целом гибкие навыки незаменимы.

Самые востребованные soft skills — умение эффективно работать в команде, правильно управлять ресурсами и временем, анализировать и находить нестандартные решения.

Важно также не забывать о постоянном саморазвитии и коммуникации, а также об адекватном восприятии критики.

Современное европейское образование включает в себя развитие и тренировку гибких навыков. Несмотря на то, что многие из них врожденные, soft skills необходимо культивировать и укреплять. Сделать это самостоятельно подростку сложно. Безусловно, необходима поддержка взрослых.

Гибкие навыки пригодятся и в школе, но особенно важны они при поиске первой работы. Подростки стремятся как можно скорее окунуться во взрослую жизнь, и подработка может дать им долгожданное ощущение независимости.

И чем круче развиты soft skills, тем более интересную работу получится найти.

Да и сами перспективы на этой должности будут шире.

Родителям тоже будет проще отпустить подростка в новую среду, когда они уверены, что сын или дочь готовы брать на себя первую профессиональную ответственность.

Школьникам 14–16 лет актуален поиск источника первого заработка. Обратите внимание, что они могут работать не более 24 часов в неделю. Однако этого вполне достаточно, чтобы научиться самостоятельности. Работать можно после школы, на выходных или каникулах. Родителям важно проследить, чтобы ребенок достаточно отдыхал и высыпался, выстроить адекватный режим.

В числе наиболее популярных и доступных профессий — промоутер, мерчендайзер, курьер.

Если ребенок более творческий, он может стать актером массовок. Если склонен к удаленному заработку, можно заниматься тестированием игр, набором текстов, размещением объявлений на сайтах.

Каждая из этих активностей требует тех или иных soft skills. Для успешной самореализации ребенок должен быть коммуникабельным, в меру любопытным, грамотным, эрудированным. Ему необходима значительная доля стрессоустойчивости, упорности, нацеленности на результат.

Часть гибких навыков — врожденные, часть — формируются в младших классах. Но подростку всегда есть к чему стремиться.

Развивать до взрослого уровня нужно не только те soft skills, которые есть от природы. Особое внимание стоит уделить навыкам, которых не хватает. Как именно — сейчас разберемся.

Первый источник — пример родителей.

Если взрослые умеют находить выход из конфликтных и стрессовых ситуаций, это учит ребенка гибкости, спокойствию, поиску компромиссов.

У коммуникабельных родителей редко вырастают замкнутые дети. А если у родителей свой бизнес, ребенок с детства видит, какие навыки необходимы предпринимателю и стартаперу.

Настольные игры в кругу семьи или друзей развивают логическое мышление, терпение, аналитические способности, память и эрудированность.

Не надо забывать про полезные кружки и секции. Спорт развивает волевые навыки и умение работать в команде. Рисование и музыка тренируют оба полушария мозга и стимулируют интеллектуальные навыки.

Разнообразные школьные проекты развивают в ребенке не только интеллектуальные навыки, но и социальные и лидерские.

Они имитируют реальную работу в коллективе с конкретными заданиями и кадрами.

За пределами школы можно поискать специализированные тренинги: по программированию, основам финансовой грамотности, переговорам и так далее.

Детские лагеря очень актуальны в подростковом возрасте. В них ребята приобретают необходимую самостоятельность, учатся жить по определенным, отличным от семейных правилам. Если лагерь еще и специализированный (языковой, спортивный) — школьник не просто социализируется. Он быстро совершенствует soft skills и получает hard skills (профессиональные навыки).

Некоторые навыки мы приобретаем с рождения, однако большинство — лишь с опытом. Развивая soft skills своего ребенка, вы обеспечиваете ему все шансы на успешное будущее и блестящую самореализацию.

Shutterstock.com

Источник: https://letidor.ru/obrazovanie/chto-takoe-soft-skills-i-pochemu-bez-nikh-rebenku-ne-svetit-uspeshnoe-budushee.htm

Kiryl Persianov: Навыки XXI века, или что такое гибкие навыки, сквозные компетенции и глубокое мышление?

Развитие гибких навыков XXI века является одним из образовательных трендов и обязательных факторов, которые должны определять кадровую политику страны.

По мнению главы «Сбербанка», в нашей стране во многом работают архаичные модели, что отбрасывает страну назад.

«Между странами идет мощнейшая глобальная конкуренция, чего раньше не было, и побеждают те, кто инвестировал в soft skills, в развитие системообразующих институтов, во все, что связано с человеческим капиталом, в построение инвестиционного климата. Есть hard skills связанные с качеством работы институтов, и есть общественная парадигма, идеология, на которой все держится».

  • По признанию Путина, конкурентное преимущество получат те специалисты, которые не только владеют профессиональными навыками, но и обладают soft skills — «креативным, и плановым, и другими видами мышления».
  • Так он говорит, что важно не только «думать по-современному», но и «накапливать знания из совершенно разных областей науки», уметь их комбинировать и эффективно применять для решения необходимых задач.
  • Сегодня очевидна необходимость трансформация образования с учетом вызовов цифрового мира и новой технологической революции в пользу развития гибких навыков (soft skills), обеспечивающих кадровое лидерство в цифровой эпохе.

Ценность «навыков XXI века» заключается как раз в том, что они позволяют лучше ориентироваться в быстро меняющемся мире, в разных новых направлениях, дисциплинах и технологиях и разбираться в потоках новой информации. Овладев «навыками XXI века», каждый сможем самостоятельно заниматься своим образованием и развитием.

Что такое гибкие навыки (soft skills)

  1. Гибкие навыки — это комплекс навыков, как-то:
  2.  Навыки межличностного общения;
  3.  Человеческие навыки;
  4.  Жизненные навыки;
  5.  Социальные навыки;
  6.  Черты характера;
  7.  Социальный интеллект;
  8.  Эмоциональный интеллект.

  9. Гибкие навыки обеспечивают эффективное взаимодействие с окружающей средой, сотрудничество с другими, успешное участие в рабочем процессе, высокую производительность, и достижение разумных целей с учетом профессиональных навыков.

  10. Гибкие навыки, в отличие от профессиональных навыков в традиционном понимании («жёстких», hard skills), не зависят от конкретной специализации, а определяются:
  11. личностными качествами и установками (ответственность, дисциплина, самоменеджмент),
  12. социальные навыками (социальный интеллект, коммуникация, слушание; работа в команде; эмоциональный интеллект),
  13. менеджерскими способностями (управление временем, лидерство, решение проблем, критическое мышление).
  14. Сюда включаются такие качества, как:
  15. Стратегическое мировоззрение против тактических позиций
  16. Многофункиональное, системное мышление
  17. Здравый смысл,
  18. Сбор полной фактической информации,
  19. Умение ладить с людьми, решение проблем и конфликтов,
  20. Аргументация, критическое мышление,
  21. Подбор лучших кадров и др.

О каких навыках XXI века идет речь?

  • глубокое критическое мышление: решение проблем, рассуждение, анализ, интерпретация, обобщение информации, интуиция, предвидение;
  • исследовательские навыки и методы;
  • креативность: артистизм, любопытство, воображение, инновации, самовыражение;
  • инициативность: настойчивость, самостоятельная работа, планирование, самодисциплина, способность к адаптации;
  • коммуникация: навыки качественного устного и письменного общения, умение говорить публично и внимательно слушать;
  • сотрудничество: лидерство, работа в команде, сотрудничество, виртуальный коворкинг;
  • медиа-грамотность: знание информационных и коммуникационных технологий, интерпретация и анализ данных;
  • ответственность: гражданская, этическая и социальная грамотность, личная и социальная ответственность;
  • глобальное сознание: мультикультурная компетентность, гуманизм.

Ядро гибких навыков 21 века

Самая трудная часть — это базовые познания т.н. сквозных технологических направлений, как элементы глубокого мышления, как-то:

  1. Большие данные
  2. • Нейротехнологии и искусственный интеллект
  3. • Системы распределенного реестра
  4. • Квантовые технологии
  5. • Новые производственные технологии
  6. • Промышленный интернет
  7. • Компоненты робототехники и сенсорика
  8. • Технологии беспроводной связи
  9. • Технологии виртуальной и дополненной реальностей

К примеру, проведите опрос среди членов федерального правительства и депутатов госдумы о новых технологических решениях и социальной практики, и вы сразу увидите уровень сквозных компетенция наших властей. То есть, их готовность применять полученные знания, умения и личностные качества в своей профессиональной деятельности.

Глубокий интеллект против группового целевого мышления

  • Существенное качество глубокого ума — предвидение возможных последствий предпринимаемых действий, способность предвидеть, предупреждать и предусматривать. 
  • Одной из основных особенностей такого развитого интеллекта является способность к интуитивному решению сложных проблем с учетом всех ключевых факторов и последствий.
  • У узкоразвитых индивидов формируется целевое групповое мышление — мышление сужается до крайне ограниченных житейских пределов, широко распространяется интеллектуальный инфантилизм, а в среде интеллектуалов — пустая созерцательность. 

Групповое мышление приводит к неправильному принятию решений. Члены группы пытаются минимизировать конфликт и достичь единого решения без достаточной критической оценки альтернативных точек зрения, активно пресекая отклоняющиеся мнения и изолируя себя от внешнего влияния.

В такой ситуации единомыслие важнее, чем следование логике и рациональному мышлению.

Уровень конформизма при этом значительно возрастает, информация подвергается тенденциозному толкованию, культивируется неоправданный оптимизм и убеждение в неограниченных возможностях группы.

Информация, которая не согласуется с принятой линией, членами группы игнорируется или значительно искажается. В результате складывается ложное впечатление о единогласном принятии решений. 

В групповом мышлении начинают преобладать расхожие стереотипы, шаблонные ориентации, схематизированные матрицы поведения. Возникают деформации в содержании интеллекта.

Возможны деформации и в структуре интеллекта, в его организации.

Негативным качеством узкопрофессионального интеллекта является ригидность мышления — его негибкость, предвзятое отношение к явлению, преувеличение чувственного его впечатления, приверженность к шаблонным оценкам.

Групповое мышление часто имеет далеко идущие экономические, социальные и политические последствия: в истории есть много примеров трагических ошибок, совершенных в результате подобных негибких решений.

https://ru.wikipedia.org/wiki/…

В их ряду решение нацистской Германии о вторжении в Советский Союз в 1941 году; решение президента США Г. Трумэна о начале военного конфликта в Корее; решение президента США Л. Джонсона о начале военных действий во Вьетнаме, уотергейтский скандал, решение президента США Дж. Кеннеди об интервенции в Плайя-Хирон; ГКЧП, развал СССР и т.д.. 

Заключение

  1. Основной проблемой власти и управления в России является отсутствие гибких навыков, глубокого мышления, комплексности и стратегичности мышления и действий.

  2. Нашему российскому менталитету свойственно тактическое превосходство, необузданная энергия, узкая предприимчивость, но не комплексность, системность и стратегичность.

  3. Необходимо развитие профессиональных гибких навыков управления и взаимодействия в высококонкурентной и высокотехнологичной среде, в условиях глобальных метатрендов:
  4. Цифровизация всех сфер жизни;
  5. Автоматизация и роботизация;
  6. Глобализация (экономическая, технологическая и культурная);
  7. Демографические изменения;
  8. Становление сетевого общества, сетевых технологий и решений, основанных на технологии blockchain;
  9. Экологизация;
  10. Ускорение, все возрастающая скорость изменений окружающего мира.

Литература

Навыки будущего

Что нужно знать и уметь в новом сложном мире

http://spkurdyumov.ru/uploads/… 

Навыки в цифровой экономике и вызовы системы образования

https://cyberleninka.ru/…/na…

  • Психология
  • Общество
  • Личность
  • Психология лидерства

Источник: https://cont.ws/post/1046114

Ссылка на основную публикацию