Некоторые родители мечтают о том, чтобы ребенок помолчал хотя бы пять минут, но непоседа все время что-то комментирует. А некоторые мамы и папы мечтают о том, чтобы чадо хоть что-то сказало. Но чадо упорно молчит.
В 1 год, как правило, они только начинают беспокоиться по поводу детского молчания, в 2 года уже готовы бежать с ребенком-молчуном по врачам и психологам. Если малыш не говорит в 3 года, это повод для серьезной тревоги.
Помочь родителям разобраться со сроками становления детской речи помогает известный педиатр Евгений Комаровский.
Если у ребенка не развивать речь, то он не заговорит. Сроки начала осмысленного говорения — понятие довольно индивидуальное. Одни дети переходят от слогов к попыткам произнести слова еще до года, другие только пытаются сделать это к 2 годам.
Есть среднестатистические сроки, при сильном отставании от которых можно заподозрить у ребенка задержку речевого развития:
- В 3 месяца малыши начинают гулить;
- В 6-8 месяцев они могут лепетать;
- Девочки к 10 месяцам обычно произносят свое первое слово. Мальчики делают это ближе к 12 месяцам.
- В 1,5 года ребенок вполне способен произносить около десятка слов.
- К 2 годам он обычно знает местоимения, количество слов в лексиконе в норме нарастает стремительно.
- К 3 годам здоровый развитый малыш может без проблем произносить около 350 слов, свободно оперировать ими, склонять, выражать свои эмоции.
- В 4 года словарный запас малыша уже более полутора тысяч слов;
- В пять лет лексикон возрастает вдвое, ребенок знает и произносит более 3000 слов.
Способность говорить без способности слушать существовать не может, а потому для развития речевых данных при ребенке и с ним нужно много разговаривать.
Начинать специалисты советуют с внутриутробного периода — разговор мамы с будущим ребенком идет на пользу обоим. На поздних сроках беременности плод уже прекрасно воспринимает звуковые колебания.
После рождения общение с малышом должно быть непрерывным. Пусть он не понимает ни слова из того, что вы говорите, но он обязательно должен много и часто слушать человеческую речь.
Малышам до полугода очень важно наблюдать артикуляционный аппарат мамы и папы, к этому возрасту он начинает улавливать связь между звуком и движением губами. Кроха и сам пытает имитировать то, что слышит. Сначала это гуление, а затем лепет.
При должном терпении родителей и регулярных занятиях, основанных на повторении новых слов, на связи слов с образами, малыши осваивают речь с удовольствием, их словарных запас увеличивается практически ежедневно.
Даже если малыш не торопится говорит самостоятельно, у него при правильном развитии должна к 2 годам быть развита пассивная речь. Такого карапуза можно попросить совершить два последовательных действия — взять предмет и передать его кому-то из членов семьи.
К трем годам обычно даже плохо разговаривающие дети должны уметь выстаивать цепочку из трех последовательных действий на основании понимания пассивной речи.
Однако это теория. На практике все бывает не так радужно, и порой родители начинают волноваться и расспрашивать доктора о причинах задержки речевого развития.
Если не говорит ребенок 1-2 лет, волноваться рано, говорит Евгений Комаровский.
Возраст, в котором нужно серьезно отнестись с отсутствию речи — это 3 года. При этом родители должны четко сформулировать сами для себя и для своего врача, как именно малыш молчит: он не понимает взрослых или не разговаривает, но все понимает.
Часто кроха говорит, но его не понимают взрослые, потому что он мычит что-то непонятное, не заучивает названия предметов, называя их по-своему на своем, недоступном для взрослых, языке.
О том, что делать если ребенок не говорит можно найти ответ в следующем видео от доктора Комаровского.
Порой трехлетние дети говорят, но ограничиваются только отдельными словами, которые никак не могут увязать в предложения или даже словосочетания.
После того, как мама и папа как можно более полно обрисуют суть проблемы, можно начинать искать причины крохиного молчания.
Задержкой речевого развития у медиков считается такое состояние, при котором в трехлетнем возрасте отсутствует связная речь. При этом наличие фразовой речи в этом возрасте тоже считается отклонением от нормы, но не таким значительным.
По медицинской статистике, речевое отставание фиксируется у 7-10% малышей в возрасте 3 лет, причем мальчики значительно чаще молчат, чем девочки — на одну неговорящую девочку приходится 4 мальчика-молчуна.
Самая основная и наиболее частая причина, которая мешает трехлетнему ребенку разговаривать, – проблемы со слухом. Они могут быть как врожденными, так и приобретенными.
Слух может быть снижен незначительно или существенно, вплоть до глухоты. Малыша следует показать отоларингологу. Он проведет визуальное исследование органов слуха, проверит способность малыша воспринимать звуки.
При необходимости будет назначена процедура тональной аудиометрии, которая с большой точностью показывает, насколько хорош слух.
Если проблем со слухом не обнаружится, родителям придется нанести визит детскому неврологу. При некоторых неврологических расстройствах страдает речевой центр, поэтому доктор должен будет выяснить, нет ли у малыша таких патологий. Вероятно, придется сделать МРТ, чтобы исключить возможность новообразований или дефектов строения головного мозга.
Комаровский утверждает, что аномалии и болезни мозга очень редко бывают причиной речевого отставания, но исключить такую вероятность полностью тоже нельзя.
Врожденная немота — явление чрезвычайно редкое при нормальном слухе, в ее основе лежат поражения речевого аппарата.
Если малыш обследован специалистами, и все из них как один утверждают, что ребенок совершенно здоров, молчание может иметь педагогические и психологические причины.
Иногда кроха может отказываться говорить после сильного пережитого стресса, страха, сильного испуга.
Гораздо чаще причина молчания кроется в неправильном воспитательном подходе мамы и папы: если родители по вечерам больше общаются с виртуальными друзьями в интернете, чем со своим ребенком, который крутится рядом, то малышу просто негде получить достаточные навыки речевого общения. В этих вопросах можно обратиться к детскому психологу, психиатру.
Часто проблемы с говорением в трехлетнем возрасте есть у билингвальных детей, в семьях которых говорят сразу на двух языках.
Иногда причиной отсутствия речи могут быть психические заболевания, обычно врожденного характера (аутизм и т. д.). В 10% случаев задержки речевого развития в 3 года истинную причину установить не удается.
Если ребенок в 3 года говорит отдельные слоги, но не умеет складывать из них слова, или говорит отдельные слова, но никак не соберет их в словосочетания и предложения, Евгений Комаровский советует посетить невролога и логопеда.
А если малыш все понимает, но отвечает совершенно непонятными наборами звуков с сохранением интонаций, свойственных нормальной речи, ему требуется обязательная консультация логопеда.
Существует несколько возрастных периодов, когда формирование речи идет наиболее интенсивно, и любые негативные факторы могут сказаться на скорости этих процессов (как ускорить, так и замедлить):
- 6 месяцев. Если в этом возрасте у ребенка мало общения, то у него не формируется потребности говорить, имитировать звуки, лепетать.
- 1-2 года. В этом возрасте идет активное развитие корковых речевых зон. Сильный стресс, частые заболевания, отсутствие общения, травмы могут привести к замедлению корковых метаморфоз.
- 3 года. В этом возрасте формируется связная речь. Экзогенные факторы могут затормозить этот процесс.
- 6-7 лет. При воздействии негативных фактором в этом возрасте ребенок уже вряд ли замолчит совсем, но вполне возможны нарушения речевых функций (заикание).
Если причина задержки речевого развития — органическая (заболевания слуха, неврологические отклонения, патологии речевого аппарата или речевого центра головного мозга), то Комаровский советует начать с устранения этой причины.
Ребенку должно быть назначено адекватное лечение в зависимости от диагноза. Параллельно с этим доктор обязательно даст рекомендации по проведению занятий для развития речи.
Если причина молчания ребенка кроется в социальных, педагогических или психологических проблемах, также следует устранить факторы, мешающие малышу выражать свои мысли при помощи речи.
О том, как помочь ребенку научиться разговаривать расскажет доктор Комаровский в следующем видео.
Евгений Комаровский утверждает, что иногда вполне достаточно отдать трехлетку с острым дефицитом общения в семье в детский сад. В детском коллективе многие мальчики и девочки учатся говорить куда быстрее, чем в компании взрослых.
Родители, которые решили развивать речь трехлетнего чада при отсутствии заболеваний, вызвавших молчание, самостоятельно должны приготовиться к небыстрому и трудоемкому процессу. Помочь им в этом может детский психолог или детский психотерапевт, если такой специалист есть в вашем городе. Залог успеха на 70% кроется именно в усилиях и стараниях родителей.
Воспринимайте своего ребенка как отдельную личность, такую же значимую и важную, как каждый взрослый в вашей семье.
Говорите с ним, обсуждайте важные вопросы и ежедневные, бытовые (что приготовить на ужин, куда пойти в выходной на прогулку и т. д.).
Даже если ребенок в первое время ничего не будет отвечать, у него начнет формироваться полезная привычка — общаться. Параллельно с ней начнется развитие внутренней речи, лучшее понимание пассивной речи.
Гиперопека родителей может стать причиной отсутствия мотивации говорить. Если мама спрашивает, какое яблоко хочет малыш — зеленое или красное, и сама же за него отвечает (красное, ведь оно вкуснее), то у ребенка просто нет возможности подобрать слова и ответить.
Если такие ситуации повторяются регулярно, то у крохи входит в привычку молчать. Если эта ситуация повторяет вашу, измените свое отношение к ребенку и освободите его от чрезмерной опеки.
Не стоит поощрять сюсюканье и лепет. Если мама вслед за малышом будет называть предметы вокруг его же языком, употреблять довольно много уменьшительно-ласкательных суффиксов (машиночка, кашка, папочка, сыночек и т. д.), то у ребенка не будет формироваться правильной речевой функции.
Слова с такими суффиксами произносить значительно сложнее. Говорите с малышом как со взрослым человеком. Ему это будет приятно и полезно.
Включайте ребенку музыку. Песенки, звукоподражательные припевки, классическая музыка — все это благоприятно сказывается на способности воспринимать мир, звуки, речь.
Занятиями могут стать любые свободные минутки. Используйте каждый час, проведенный вместе с ребенком. По дороге в магазин или аптеку описывайте и обсуждайте с ним все, что происходит на улице: едет машина – она красная, она большая, идет собака – она маленькая, добрая, красивая.
Во время приготовления пищи мама может показывать ребенку кухонную утварь и называть ее вслух (ложка, кастрюля), а также продукты (яблоко, морковь, капуста, орех).
Если в семье несколько детей, то, как правило, проблемы с речевым развитием наблюдаются именно у младших. Психологи считают, что таким образом сказывается частое общение с другими детьми, поскольку оптимальным для развития речи считается все-таки общение со взрослыми.
Младшие детки из многодетных семей часто просто ленятся говорить как надо и в нужном объеме.
Чаще задавайте ребенку вопросы. Даже если он не может ответить на них, не переставайте спрашивать. Рано или поздно, сын или дочка обязательно отзовутся.
- Доктор Комаровский делает акцент на том, что если ребенок не говорит более-менее связно в 3 года, это однозначный повод для обращения к врачу.
- Оценивая речевые способности своего ребенка, родители должны брать в расчет не только то, сколько и что он говорит на данный момент, но и следить за динамикой речи: если малыш говорит определенное количество слов и в 2, и в 3 года, и его словарный запас практически не увеличивается, Комаровский называет это опасной тенденцией.
- Если в три года ребенок отстает от нормативов и знает только десяток-другой слов, через пару месяцев лексикон увеличивается еще на десяток новых слов, это нормально. Хоть малыш по нормам и отстает, но в своем личном развитии у него наблюдается положительная динамика.
- Ребенку с задержкой речи не стоит давать на длительное время гаджеты.
- Вместо компьютерных игр и длительного просмотра мультиков устройте совместную прогулку, поиграйте с ребенком, почитайте ему книгу.
- Не нужно сравнивать ребенка с другими детьми. Ваш – уникальная личность, другой такой нет, поэтому любые сравнения неуместны.
Если родители бросили все силы на то, чтобы начать развивать речевые функции трехлетнего ребенка, привлекли к этому специалистов, ребенок при необходимости получил лечение, то прогнозы довольно благоприятные. 85-90% детей полностью «догоняют» своих сверстников к 6-7 годам.
Источник: https://o-krohe.ru/komarovskij/ne-govorit-3-goda/
Ребёнок не говорит. Признаки, которые должны насторожить родителей
Мамы и папы всегда с гордостью и восхищением отмечают каждый новый навык своего ребёнка: вот он сел, встал, пошёл, заговорил.
Если же что-то идёт не так, думать о плохом родителям не хочется, и в ход нередко идут оправдания вроде «мальчики начинают говорить позже» или «не нужно давить на ребёнка, всему своё время».
Иногда причин для паники действительно нет, но в некоторых случаях нужно насторожиться. Рассказываем о признаках, которые указывают на то, что у ребёнка есть проблемы с коммуникацией.
Суть признаков, о которых пойдёт речь, гораздо глубже поверхностного «ребёнок не разговаривает». Да, малыш может не говорить, но при этом внутренний ход процесса, ведущего к речи, идёт верно. В этом случае беспокоиться не стоит. Но какие признаки должны насторожить?
У ребёнка нет указательного жеста. Он не показывает на предметы и не смотрит на вашу реакцию: увидели вы его обращение или нет.
Если у ребёнка нет серьёзных проблем с коммуникацией, он, показав на что-то, будет добиваться, чтобы вы обратили на это внимание, посмотрели в сторону его жеста.
Даже если он при этом не говорит, интонацией или звуком обязательно укажет на объект своего интереса.
Не следит за вашим указательным жестом. Если вы показываете ребёнку: «Смотри, собачка!», он должен реагировать на это и смотреть туда, куда вы указываете.
Не продолжает проявлять интерес к предмету после того, как получил его. Например, вы дали ребёнку желаемую игрушку. Он, как правило, хочет, чтобы вы поиграли с ним в неё, обратили внимание на то, как он играет или заметили, как малыш рад ей. Если ребёнку всё равно на вашу реакцию, стоит отметить этот момент.
Не манипулирует взрослым. Если ребёнок плачет, он делает это адресно, как бы жалуясь кому-то, ища поддержки и сочувствия. Да, малыш должен, плача, посматривать на кого-то из взрослых, явно ища утешения и жалости к себе.
Не реагирует на своё имя. Ребёнок должен отрываться от игры даже на зовущую интонацию, на имя — тем более. Конечно, иногда малыш бывает слишком увлечён игрой, чтобы отзываться, но в целом реакция должна быть в любом случае.
Не имитирует действия взрослых. Не пытается накормить куклу, как вы его, не пародирует папу с его каждодневным ритуалом бритья возле зеркала, не пытается накрасить губы, как мама.
Не интонирует. Даже если ребёнок пока не говорит, он должен использовать разные интонации в своей жизни — от возмущения до обиды, от радости до удивления. Эти реакции сложно с чем-то спутать, и они либо есть, либо их нет.
Отсутствует так называемое совместное внимание. Обычно развивающийся ребёнок обязательно среагирует на ваше не совсем обычное поведение. Например, он показывает что-то, а вы игнорируете его. В этом случае ребёнок должен как-то продемонстрировать, что удивлён, не готов к вашей реакции и так далее.
Здесь же стоит сказать про зрительный контакт. У ребят со сложностями в коммуникации этого контакта с окружающими нет, и это неспроста. Дело в том, что они просто не видят того, что нужно для эффективного общения.
У них нет потребности «считывать» информацию с глаз собеседника, отсутствуют коммуникативные намерения.
Не реагирует на неизвестные и неожиданные ситуации и вещи. Остаётся равнодушным, когда происходит что-то из ряда вон выходящее и не ищет взглядом объяснения произошедшего у взрослого. Например, рядом с ребёнком может громко упасть коробка с карандашами, а он никак на это не отреагирует.
Не жестикулирует. «Дай», «Пока», «Ладушки» — эти жесты должны присутствовать в поведении ребёнка.
Не понимает речь. Даже не разговаривающий ребёнок реагирует на речь окружающих — так или иначе понимает, о чём говорят взрослые, пусть и с позиции своего, «детского» жизненного опыта. Если же реакции нет совсем – не исключены проблемы с коммуникацией у малыша.
Не играет. Ребёнок должен играть, то есть делать что-то понарошку, ради самого процесса, исследовать и познавать этот мир. У ребёнка с коммуникативными проблемами нет интереса к играм.
Если вы обнаружили у своего ребёнка какие-то из этих признаков, не спешите ставить ему диагноз, паниковать и пытаться найти ответ на вопрос «что делать?» в сети. Важно вовремя обратиться к специалисту: только он сможет дать точный ответ, есть ли проблема и как её можно решить.
Подробнее о том, когда ребенок начинает говорить, есть ли вообще «нормативы» и стоит ли паниковать, если он долго не произносит свое первое слово.
Читать дальше
Источник: https://dailybaby.ru/magazine/articles/rebionok-ne-govorit-priznaki-kotorye-dolzhny-nastorozhit-roditelei
Ребенок все понимает, но не говорит. В чем причина?
Однако проблемы задержки речи могут быть намного глубже и очень важно вовремя обратить на них внимание. Ведь чем раньше начнется коррекция, тем больших результатов можно добиться.
Расстройство экспрессивной речи
«Все понимает, но не говорит» — одна из самых больших ловушек. Родители искренне недоумевают, почему их ребенок отстает в развитии речи, ведь он явно хорошо понимает обращенную к нему речь и вполне развит интеллектуально. Иногда этот факт не позволяет заметить явные проблемы с речью.
Отсутствие или нарушение речи при полном понимании обращенных к ребенку фраз называется расстройством экспрессивной речи. Как правило, родители начинают обращать внимание и бить тревогу, когда к 3 годам их чадо так и не разговорилось.
Чем характеризуется такое состояние:
- Ребенок совсем не говорит.
- В речи присутствуют лепетные слова, слоговые формы слов, звукоподражания.
- После трехлетнего возраста ребенок не строит предложения из слов, ограничиваясь небольшим словарным запасом. Возможно, наличие у ребенка дизартрии.
При этом очень важно отметить другие важные признаки:
- Интеллект у ребенка полностью сохранен. Он хорошо понимает слова и просьбы, без труда выполняет их.
- Как физиологическое, так и психическое развитие соответствует норме.
- Ребенок способен поддерживать контакт, у него нет признаков аутизма.
- В наличии активное жестовое общение, адекватная мимика и т. п.
- Нет проблем со слухом.
Почему он не говорит?
Так почему же ребенок, абсолютно понимающий, все, о чем с ним говорят, отстает в речевом развитии? Если процесс не «тормозят» ни интеллектуальная, ни психическая составляющая, в чем же дело?
Специалисты выделяют два вида причин, способных вызвать проблемы в экспрессивной (обращенной) речи:
- Социальные.
- Физиологические.
Причины внешние:
- Отсутствие у ребенка мотивации. Может быть, это звучит странно, однако чрезмерная забота и внимание отнюдь не стимулируют у детей стремления выразить свои потребности при помощи речи. Если абсолютно все желания предвосхищаются, а жестовая «азбука» схватывается любящими родственниками на лету, то зачем напрягаться?
- Отсутствие примера.
Дети в социально неблагополучных семьях часто имеют проблемы с развитием речи, так как общение и занятия с ребенком там сводится к минимуму. Однако и вполне «положительные» родители иногда считают, что малышу требуется лишь уход и обеспечение физиологических требований.
Все специалисты бьют тревогу — детей подчас окружают лишь голоса, звучащие из телевизора и современных гаджетов.
- Двуязычие. Если в семье разговаривают одновременно на двух языках, ребенку трудно вычленить лексемы одного из них. По этой причине дети-билингвы начинают говорить позже своих сверстников, растущих в семье одноязычной.
При этом они могут хорошо понимать речь родителей.
- Излишняя требовательность. Ребенок может отказаться говорить, если родители слишком настойчиво этого от него требуют. Ситуация, когда малыш едва попробовав какое-то слово, постоянно подвергается просьбам говорить его еще и еще, встречается довольно часто.
Будет лучше, если в семье постараются создать мотивацию для общения, а не давление на ребенка.
На заметку родителям: Процесс формирования речи у детей базируется на естественной способности ребенка к обучению на примере окружения. Именно поэтому так важно регулярное общение даже с самым маленьким ребенком.
Однако мамы и папы должны принять к сведению, что речь из телевизора и других источников не может научить малыша говорить, воспринимаясь как шум до тех пор, пока он не освоит родной язык.
Причины внутренние:
- Наследственность. Генетический фактор исключать нельзя. Если кто-то из родителей заговорил позже срока, то очень может быть, что и ребенок повторит его историю. Однако специалисты рекомендуют в этом случае быть настороже.
Дело в том, что с каждым следующим поколением ситуация может усложняться.
- Неврологические проблемы. Довольно часто в основе задержки речи лежит поражение речевых зон коры головного мозга.
Спусковым механизмом может стать внутриутробная гипоксия, сложные роды, травмы и тяжелые заболевания, перенесенные ребенком в раннем возрасте.
- Нарушения работы органов артикуляции. Короткая уздечка языка, сниженный тонус мышц лица и артикуляционных органов и т.д.
приводят к невозможности произносить звуки, а значит задерживают и развитие речи.
Если ребенок не говорит, хорошо помогают занятия по методу Томатиса
Что делать, если ребенок все понимает, но не говорит?
В первую очередь родители должны обязательно обратить на это внимание. Не стоит расслабляться и ждать, пока чадо вступит в беседу самостоятельно. Задержка речи может повлечь за собой и другие проблемы включая отставание в психическом и интеллектуальном развитии.
Тот факт, что ребенок хорошо воспринимает речь окружающих и выполняет все просьбы, может притупить бдительность — слава богу, интеллектуально он достаточно развит! Однако если проблемы имеют место после достижения трехлетнего возраста, нужно обязательно принять меры.
К кому обратиться:
- Начните со своего педиатра. Он направит вас к нужному специалисту.
- Посетите невролога. Если причиной задержки речи являются нарушения, относящиеся к его компетенции, врач назначит подходящее лечение.
- Не откладывайте визит к логопеду-дефектологу! Своевременно принятые меры и регулярные занятия помогут ребенку догнать ровесников и успешно подготовиться к будущему.
Источник: http://karkusha.su/rebenok-vse-ponimaet-no-ne-govorit-v-chem-prichina/
Мой ребенок не говорит. Куда бежать и что делать?
Развитие речи ребёнка — сфера, окруженная массой мифов и рекомендаций, нередко взаимоисключающих друг друга.
Родителям, обеспокоенным тем, что двухлетний малыш так и не начал разговаривать, сначала наперебой рекомендуют «больше читать вслух», «петь песенки» и «не переживать — сам дорастёт».
Но вот проходит год, полтора — и те же самые советчики заводят новую песню: «Ребёнок так и не заговорил? А где же вы раньше были?!».
Есть много литературы, посвященной вопросам становления речи. Вместе с тем в интернете активно транслируются и псевдонаучные или искаженные факты — и разобраться, где информация правдива, а где нет, бывает нелегко. Для того, чтобы родителям было проще сориентироваться, мы попросили Наталью Ульянову, кандидата психологических наук и игротерапевта, выделить несколько ключевых моментов.
Как понять, есть ли у ребёнка трудности речевого развития?
Прежде всего, необходимо оценить, соответствуют ли освоенные им умения возрастным нормам:
— в три месяца ребенок начинает гулить — многократно повторять одни и те же слоги («гугугу», «аляля» и т. п.);
— в шесть месяцев у младенца появляется лепет — несколько слогов, соединенных друг с другом в подобие слов («пабада», «ляп-тяп-тяп» и т. д.);
— к году появляются первые слова, которые малыш соотносит с определенными объектами или действиями («мама», «дай», «киса», «ам» и др.);
— в полтора года ребенок уверенно пользуется десятью-пятнадцатью упрощенными словами и звукоподражаниями («ляля», «ав-ав», «каша», «би-би» и т. п.);
— к двум годам активный словарный запас ребёнка составляет уже несколько десятков слов, появляются первые фразы из двух (реже трех) слов («машина поехала», «папа ушел на работу», «тётя, пока!» и др.)
— в три года малыш разговаривает полными предложениями, способен развернуто ответить на вопрос, хотя и может допускать грамматические ошибки и неправильно произносить «трудные» звуки (заменять «ш» на «с», «р» на «л» и т. п.);
— в пять лет речь ребёнка полностью соответствует языковой норме и с точки зрения грамматики, и в произношении звуков; словарный запас составляет несколько тысяч слов и постоянно пополняется.
Индивидуальные темпы развития могут немного колебаться по сравнению с «табличными» нормами.
Тем не менее, если задержка перехода речи ребёнка на новый этап составляет больше трёх месяцев — это повод обратиться к специалистам.
Общая последовательность действий при этом такова: в первую очередь необходимо исключить соматические (телесные) заболевания, которые могут влиять на речь, затем — провести диагностику психологического развития.
Для этого необходимо обследовать ребёнка у оториноларинголога, чтобы проверить, в порядке ли слух, и у невролога, чтобы понять, есть ли у ребёнка органические поражения центральной нервной системы. На этом этапе врач может рекомендовать дополнительную аппаратную диагностику: электроэнцефалографию, нейросонографию, магнитно-резонансную томографию и т. д.
, чтобы получить более точное представление о состоянии пациента. Следующий шаг — обращение к дефектологу или клиническому психологу для выявления возможных причин задержки формирования речи.
Параллельно родители могут получить консультацию логопеда — он подскажет методы и техники, которые можно использовать в процессе коррекции, или предложит записать ребёнка на специальные занятия.
Вполне возможно, что тревога родителей окажется ложной, малыш — полностью здоровым, а его речь действительно запустится «сама собой» в чуть более поздний срок.
Но всё-таки в этом вопросе лучше оказаться излишне бдительными, чем пропустить проблему и потерять драгоценное время.
Дело в том, что чем меньше возраст ребенка, тем пластичнее его психика и тем больше шансов компенсировать нарушения с помощью специальной коррекционной работы.
Какими бывают нарушения речевого развития?
Существует достаточно много различных нарушений речи, и даже опытному специалисту не всегда удаётся сразу поставить ребёнку точный диагноз. Приведём самую общую классификацию таких нарушений.
Прежде всего, проблемы развития речи могут быть первичными и вторичными. К первичным относится поражение органов, непосредственно отвечающих за речь: слухового или артикуляционного аппарата или определенных участков коры головного мозга. Вторичные нарушения возникают вследствие проблем социального развития (например, пребывания в условиях детского дома с раннего возраста).
Среди первичных нарушений наиболее часто встречаются следующие:
Алалия — недоразвитие или отсутствие речи вследствие поражения коры больших полушарий. Может быть моторной (ребенок понимает, что ему сказали, но говорить сам не может), сенсорной (с произношением трудностей нет, но смысл слов остается непонятым) или сенсомоторной, т. е. включающей в себя обе стороны проблемы.
Афазия — утрата речи после трехлетнего возраста ребёнка в результате травм или болезней. Так же, как и алалия, может быть сенсорной, моторной или смешанной.
Дизартрия — нарушение произношения звуков из-за проблем с иннервацией речевого аппарата. При дизартрии ребёнок понимает речь и может говорить сам, но окружающие не понимают его из-за того, что произносимые звуки смешиваются в «кашу».
Общее недоразвитие речи — недостаточная сформированность всех систем, участвующих в освоении языка и общении.
Большая часть этих проблем поддается коррекции, то есть может быть частично или полностью решена в результате специальных занятий. Рекомендации по медикаментозной или психолого-педагогической поддержке ребенка всегда носят индивидуальный характер. Родителям важно помнить, что давать их может только профильный специалист и только после личной встречи и проведения диагностики малыша.
Можно ли предотвратить нарушение речевого развития ребёнка?
И да, и нет. Да — потому что речь, как и другие высшие психические функции человека, формируется в процессе непосредственного общения ребёнка со взрослым. Поскольку закладывается она практически с самого рождения малыша, очень важно говорить с младенцем с первых дней жизни, соблюдая при этом несколько несложных рекомендаций:
— активно общаться с ребёнком, обращаться к нему, называть по имени, комментировать его и свои действия и т. д.;
- — включать малыша в разговор, даже если тот ещё не может ответить «по-настоящему», можно реагировать на издаваемые им звуки или говорить реплики как бы «за него»;
- — не превращать свою речь в монолог, делать паузы и давать ребенку возможность ответить на обращения взрослых на доступном ему уровне;
- — задавать вопросы, постепенно переходя от простых к более сложным;
- — настаивать на использовании речи там, где малыш уже может это делать, «не понимая» жестов и восклицаний;
- — помогать ребёнку правильно сформулировать фразы, если самому это сделать ещё трудно;
— вместе с малышом радоваться его успехам, отмечать новые слова, освоенные навыки, совершённые достижения, и т. д.
Нет — потому что, к сожалению, не всё в жизни поддаётся нашему контролю.
От проблем со здоровьем не застрахован никто, и речевые нарушения в этом смысле не исключение — они могут проявиться у детей даже самых заботливых родителей, подолгу и с удовольствием общающихся с ребёнком.
В этом смысле речь, развивающаяся у малыша как бы «сама собой», без специальных усилий со стороны взрослых — это своеобразный выигрыш в «генетическую лотерею» — такой же, как, например, высокий интеллект или абсолютный музыкальный слух.
Что делать, если у ребенка выявлено нарушение развития речи?
Прежде всего — не отчаиваться и помнить, что чем скорее начнется психолого-педагогическая и, при необходимости, медикаментозная коррекция, тем больше вероятности «подтянуть» речь малыша к возрастной норме. Для этого родителям необходимо найти грамотных специалистов: невролога, психолога, логопеда-дефектолога, — готовых работать над решением проблемы единым фронтом.
Вместе со специалистами нужно составить план занятий и согласовать последовательность применения разных видов терапии (в зависимости от ситуации, ребёнку могут быть рекомендованы, например, биоакустическая коррекция, томатис, логопедические упражнения и массаж и т. д.). И самое сложное, но и самое важное — последовательно и планомерно претворять план в жизнь, внимательно отслеживая реакции малыша и при необходимости корректируя программу.
Вне зависимости от выбора способа коррекции, родителям ребёнка с речевыми нарушениями придётся много времени уделять занятиям дома.
Их содержание и продолжительность обсуждаются со специалистами, «ведущими» малыша: психологом, дефектологом, логопедом — и время от времени пересматриваются.
Для развития речи очень важна систематичность, поэтому лучше заниматься по пять-десять минут в день, но регулярно и с удовольствием, чем целый час, но раз в неделю «из-под палки».
И, конечно же, нужно помнить, что все усилия прилагаются не зря. Иногда это бывает трудно, иногда — невыносимо и беспросветно, а в самые сложные моменты руки могут просто опускаться. Но всё-таки родительская любовь и готовность искать наилучший способ помочь собственному ребенку обязательно сделают любую проблему преодолимой!
Источник: https://chips-journal.ru/reviews/moj-rebenok-ne-govorit-hota-ego-sverstniki-uze-boltaut-kuda-bezat-i-cto-delat
Ребенок не говорит. Или как узнать, что у ребенка проблемы с речью?
Многие родителя замечают, например, что ребенок в год не говорит. А порой, что ребенок не говорит в 3 года и даже старше.
Специалисты утверждают: узнать о том, что у ребенка проблемы с речью можно уже начиная с первых месяцев жизни.
Развитие речи у детей происходит по определенным этапам и возрастным нормам:К концу первого месяца малыш должен криком выражать свое недовольство ,если у него какие то проблемы. Например, когда он голоден.
- К концу 4 месяца должен улыбаться (это первые коммуникации.
- К концу 5 месяца малыш должен искать взглядом предметы, издавать отдельные звуки или даже слоги.
- К концу 7 месяца малыш пытается обратить на себя внимание, издавая звуки.
- К концу уже 9 месяца должны появиться слова с повторяющимися слогами (МА-МА, ПА-ПА, ДА-ДАЙ).
- К году ребенок должен осмысленно произносить хотя бы одно слово, прислушиваться к музыке, выполнять простые требования (дай зайку).
- В 1 г. 3 мес. ребенок осмысленно должен произносить слова Мама и Папа.
- В 1 г. 7 мес. ребенок осмысленно показывает части тела на себе.
- Основные признаки проблем с развитием речи у детей, которые обнаруживаются с 1,5 лет:
- – Не смотрит в глаза;
- – Холодный пластиковый взгляд;
- – Не отзывается на имя;
- – Часто ходит или ползает спиной назад;
- – Раскачивается всем телом (Больше 10 мин и регулярно повторяет);
- – Выстраивает рядочки из предметов;
- – Неадекватная реакция на эмоции (На смех – плачет, на улыбку не реагирует, не переживает);
- – Нет указательного жеста;
- – Предпочитает однообразие в еде;
- – Плохо или прерывисто спит;
- – Не радуется приходу мамы (Показывает эмоциональную холодность);
- – Проявляет полевое поведение (Бежит не к цели – песочница, магазин и т.п, а в никуда);
- – Ходит по комнате бесцельно, без каких-либо активностей, может взять игрушку и тут же бросить ее;
- – Проявляет специфические манипуляции с игрушками (Например, с машинкой – не катает, не играет, не кладет в кузов в предметы. Интересует, например, только колесо, которое постоянно крутит долгое время);
- – Не любит прикосновений, не любит сидеть на рука, обниматься, либо, наоборот, не сходит с рук, любит и стремиться к крепким объятьям (Гипо и гиперчувствительность);
- – Не любит шумные места, закрывает уши.
- Если родители понимают, что ребенок в обозначенные возрастные отрезки не делает, то, что необходимо, а так же нашли у малыша какие-то из перечисленных признаков, бить тревогу не нужно.
- В такой ситуации важно сразу обратиться к грамотным специалистам, которые выявляют причину, почему ребенок не говорит, какие нарушения развития речи у детей есть конкретно в Вашем случае.
Чем раньше будут выявлены нарушения, задержки речевого развития и причины, тем больше времени у Вас будет на коррекцию. И большая вероятность, что малыша можно адаптировать и запустить речь в дошкольном возрасте, чтобы пойти в первый класс в обычную школу.
Запись на диагностику развития речи у детей: +7 (4852) 66-20-49; +7 (965) 726-20-49
Источник: https://zapuskaemrech.ru/2018/02/26/rebenok_ne_govorit/
Методика развития речи у неговорящих детей
Большинство родителей внимательно относятся к тому, как их ребенок разговаривает. Если малыш начинает рано разговаривать, при этом слова произносит чисто и внятно, это является гордостью и радостью для родителей. Это неудивительно, так как своевременное речевое развитие является гарантией того, что интеллект малыша развивается в соответствии с нормами.
А вот задержка речи, наоборот, вызывает беспокойство и относительную озабоченность. Это оправдано, так как нарушения эффективно исправляются только в возрасте от 2,5 до 7 лет. В старшем возрасте устранить проблему будет практически невозможно.
Задержка речевого развития
Задержка развития речи ребенка: первые признаки, тревожные симптомы
Ежегодно количество детей с задержкой речевого развития увеличивается. Если ребенок не понимает обращенную речь, то это является поводом для посещения специалиста. При выявлении нарушений сроков появления речи, скудного словарного запаса, дефектов произношения, в результате которых страдает образование звуков, и грамматическое оформление речи, ставится диагноз ЗРР.
Признаки ЗРР
Первые проявления задержки речи у ребенка могут проявляться еще в младенчестве. Они характеризуются тем, что малыш не начинает проявлять эмоциональных реакций в 4-месячном возрасте. Следующим тревожным симптомом считается отсутствие первых слов. Если малыш с 9-месячного возраста не пытается произносить элементарные слова, то это является признаком ЗРР.
В возрасте 18 месяцев настораживающим сигналом считаются трудности с пережевыванием пищи. В двухлетнем возрасте чаще всего признаки отклонения стертые. Но при этом обязательно надо обратить внимание на развитие малыша, если его речь значительно выделяется по сравнению со сверстниками.
На заметку! Основными признаками ЗРР в двухлетнем возрасте считается отсутствие первых слов или использование малого количества слов без увеличения их численности.
Основным симптомом, свидетельствующим о проблемах с речевым развитием в 3 года, является неумение выстраивать простые предложения, состоящие из нескольких и более слов. Также об отклонениях могут говорить следующие признаки:
- появление сложностей с пониманием элементарных просьб и указаний;
- затруднения с пониманием небольших литературных произведений;
- непонимание детской речи;
- неразборчивость произношения и сочетания звуков;
- плохое выговаривание окончаний слов;
- нарушение речевых темпов.
Кроме перечисленных выше признаков, свидетельствовать о проблемах речевого развития может неумение выражать собственные мысли простыми предложениями.
К четырем годам дети с симптомами ЗРР значительно отличаются от своих сверстников, а признаки, свидетельствующие о развитии отставаний, становятся комплексными:
- заметны нарушения в звуковой стороне речи;
- во время разговора ребенок использует небольшое количество слов;
- используются одни и те же слова и сочетания;
- заметны трудности в построении связного высказывания;
- наблюдается неумение образовывать грамматические формы.
Дополнительная информация! Чаще всего задержка в речевом развитии диагностируется у детей мужского пола.
Если речь ребенка старше 4 лет отличается плавностью и неуверенностью, то необходимо обязательно показать его логопеду или дефектологу для выяснения причин.
Причины задержки речи
ЗРР может быть спровоцирована как биологическими, так и психологическими факторами. Часто к проблеме приводит неправильное воспитание, которое лишает детей старания говорить.
Спровоцировать развитие может недостаточное внимание, неподходящая окружающая обстановка в которой он не может получать все необходимое для правильного развития, гиперопека, а также завышенные требования со стороны родителей.
Часто патологии выявляются у детей, воспитывающихся в двуязычных семьях.
К задержке развития речи могут привести следующие физиологические факторы:
- нарушения слуха и зрения;
- неврологические заболевания;
- недоразвитость органов артикуляции;
- поражения головного мозга и травмы;
- гипоксия;
- преждевременные и трудные роды;
- травмы психологического характера;
- алкоголизм родителей;
- врожденные патологии, такие как синдром Дауна, аутизм, ДЦП и синдром гиперактивности.
На заметку! Когда речевые отклонения связаны с физиологическими причинами, то лечения должно быть более сложным и продолжительным, проводится разными специалистами.
Когда стоит обращаться к логопеду
Речь характеризуется как высшая психическая функция. Поэтому период внутриутробного развития является важным этапом.
Часто отклонения диагностируются слишком поздно, что приводит к трудностям в получении и усвоении лечения.
Чтобы этого избежать, нужно с самого рождения пристально наблюдать за малышом и понимать, что при появлении первых признаков, нужно обращать на них внимание и незамедлительно сделать все, чтобы их устранить.
К логопеду обязательно следует обратиться в следующих ситуациях:
- если во время беременности диагностировалась задержка внутриутробного развития;
- после длительного нахождения в реанимации или гипоксии;
- при питании в первые дни или месяцы жизни через зонд;
- при нарушениях слуха и зрения;
- генетических синдромах;
- повышенном внутричерепном давлении;
- после перенесенной родовой травмы.
Когда у дитя страдает только речь, то причиной часто бывают индивидуальные особенности. Если же малыш совершенно не разговаривает или произносит всего лишь несколько слов после трех лет, при этом его речь непонятна, то это повод для немедленного обращения к специалисту.
ЗРР или аутизм
Когда ребенок резко отличается от сверстников речью, поведением, выражением эмоций в безречевой форме, то это вызывает тревогу у его родителей. Часто таким детям ставится диагноз ЗРР, но в отдельных случаях подобные проявления могут свидетельствовать об аутизме. На самом деле эти два диагноза отличаются разными отклонениями и требуют своеобразного лечения.
Как отличить аутизм от ЗРР
Если наблюдается расстройство, характеризующееся нарушениями связи с внешним миром, то в таком случае диагностируется аутизм. Первые проявления у аутиста могут стать заметны уже в 2 года. Диагноз, как правило, подтверждается только к 3-5 годам.
Характеристики развития речи при раннем детском аутизме
При раннем детском аутизме наблюдаются следующие речевые нарушения:
- речь полностью отсутствует;
- ребенок не может выражать свои желания и потребности;
- отсутствует реакция на речь окружающих;
- возникают сложности с осмыслением слов, фраз;
- отсутствует реакция на вербальные инструкции;
- не способен строить и правильно оформлять предложения;
- на поставленный вопрос отвечает этим же вопросом;
- речь слишком громкая или тихая;
- наблюдается буквальное понимание речи.
Важно! Дети с ранним аутизмом плохо понимают шутки и не могут воспринимать правильно намеки.
Что делать, если ребенок не понимает речь в 3 года
Если ребенок не понимает обращенной речи в 3 года, то самое главное — как можно раньше обратиться за помощью к специалистам. Если после проведенных исследований будет поставлен диагноз ЗРР, следует набраться терпения и проявить настойчивость.
Действия родителей при ЗРР
При диагностировании глобальных речевых расстройств назначается лекарственная терапия, магнитотерапия, дельфинотерапия, иппотерапия, электрорефлексотерапия, а также занятия с педагогом-корректором.
Ну и, конечно же, особую настойчивость и терпение должны проявлять родители. От их неспешных и последовательных действий будет во многом зависеть удачный исход лечения.
О том, как дома заниматься с ребенком с задержкой речевого развития, объяснит дефектолог или логопед. Также стоит воспользоваться советами и рекомендациями специалистов, которые можно получить в интернете.
Самое главное — разобраться в ситуации и понять, в результате чего произошли отклонения.
На заметку! Что касается задержки речевого развития у детей 2 лет, лечение практически ничем не отличается. Единственное, корректируется дозировка лекарственных препаратов.
Лариса Нуриева: «Развитие речи у аутичных детей» – книга в помощь родителю
Большой популярностью среди специалистов пользуется книга Нуриевой Л. Г. «Развитие речи у аутичных детей», методические разработки которой также с успехом используются для корректировки речи у детей с сенсорной и моторной алалией.
В своей книге Нуриева изложила авторскую методику, которая дает возможность на профессиональном уровне развивать как импрессивную, так и экспрессивную речь.
Книга Ларисы Геннадьевны Нуриевой
Проблемы становления речи у детей с нарушением слуха
У детей с нарушением слуха становление речи происходит не так, как у всех остальных. Процесс зависит от следующих факторов:
- степени нарушения слуха;
- времени возникновения дефекта;
- педагогических усилий;
- индивидуальных особенностей ребенка.
Если потеря слуха случилась до двухлетнего возраста, то состояние ведет к полному отсутствию речи и малыш признается инвалидом. В такой ситуации показана инвалидность по речи у детей, как оформить ее рассказывает врач. При потере слуха в возрасте от 3 до 3,5 лет наблюдается утрата сформированной речи, и малыш становится неговорящим.
Практически полностью речь распадается у детей, которые потеряли слух в период с 4 до 5 лет. В этих случаях также может оформляться инвалидность.
Сильно искажается речь при потере слуха в 6-7 лет. Сохранный результат, даже при профессиональном лечении невозможен. Если потеря слуха происходит после 7 лет, то речь может быть сохранена, если будут проводиться систематические коррекционные работы.
Коррекционно-развивающие методики обучения речи неслышащих детей
Реализовать воспитательный, образовательный, развивающий и коррекционный процесс для глухих детей можно лишь при условии специальной методики. Это объясняется тем, что неслышащие дети обладают специфическими физиологическими и психическими особенностями. Им необходимы специальные материалы и особенный подход.
Для достижения результатов должны использоваться различные по характеру приемы, формы и методы обучения. Подробно с методиками обучения речи неслышащих детей наглядно знакомит Комаровский.
Коррекционно-развивающие занятия
Особенности формирования речи у детей с умственной отсталостью
Развитие особенностей речи умственно отсталых детей характеризуется существенной задержкой речевого становления и недоразвития всех компонентов. Формирование речевых навыков совершается у таких детей с большим опозданием и аномалиями. У них страдают все стороны, а наиболее нарушенной является семантика.
Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью
Умственная отсталость не классифицируется как особое состояние или отдельное заболевание. Такие дети характеризуются существенными отклонениями в развитии моторики. Они гораздо позже начинают ходить, сидеть, стоять, снижается возможность ребенка знакомиться с окружающими предметами и ориентироваться в пространстве, а также они очень поздно начинают реагировать на слова и просьбы.
На заметку! Память, мышление, речевые навыки развиваются с большими отклонениями. В действиях заметны нерешимость и малоэмоциональность.
Особенности речи
Речевое становление умственно отсталых детей происходит своеобразно и с большими запозданиями. Они поздно и не так активно, как обычные дети, вступают в эмоциональный контакт с родственниками. Многие умственно отсталые дети произносят свои первые слова в возрасте 3 лет. В результате отставания дети плохо взаимодействуют с взрослыми и сверстниками.
Фонетическая и интонационно-выразительная сторона речи
Распространенным речевым нарушением среди малышей с умственной отсталостью является стертая дизартрия. Это отклонение проявляется в расстройствах фонетического и интонационно-выразительного компонента. При этом у детей наблюдается неразборчивость, невнятность и отсутствие эмоционального рисунка.
Совершенствование интонационной выразительности
Особенности словаря и речевая регуляция деятельности детей
У умственно отсталых детей речь рассматривается как особый вид деятельности и познавательный процесс. Недостатки речи у таких ребят встречаются очень часто, поэтому развивать ее необходимо систематически.
Эндогенные и экзогенные причины отсталости
К нарушениям психического или физического развития детей приводят эндогенные или экзогенные факторы.
К эндогенным относятся определенные заболевания, как наследственные, так и приобретенные. К экзогенным причинам причисляются травмы, отравления и инфекционные заболевания матери во время беременности, а также неполноценное питание и резус-конфликт.г
При появлении признаков, свидетельствующих о задержке речевого развития, необходимо незамедлительно обращаться за помощью. Только в таком случае можно максимально быстро компенсировать отклонение.
После постановки диагноза и назначении лечения, надо следовать всем рекомендациям м обязательно дополнять работу дефектолога медикаментозным и физиотерапевтическим лечением. В сочетании все перечисленные мероприятия помогут исправить ситуацию и позволят ребенку в полной мере использовать собственные возможности.
Источник: https://vospitanie.guru/rech/metodika-razvitiya-u-negovoryashhih-detej