Хорошая статья про синестезию, всё изложено кратко и доступно. Про собственный опыт жизни с разными формами синестезии напишу в следующем посте, а здесь — статья Дарьи Варламовой с сайта «теории и практики».
Что такое синестезия, и почему синий цвет может пахнуть малиной
Параллели между разными ощущениями интересовали художников и ученых со времен античности.
О возможности «общего чувства» рассуждал Аристотель в трактате «О душе», сопоставлением гамм и палитр интересовались Гете и Лейбниц, а французский ученый Луи Бертран Кастель сконструировал цветомузыкальный орган задолго до авангардных экспериментов Скрябина.
Но со временем выяснилось, что «цветной слух» — лишь частное и наиболее распространенное проявление загадочного феномена — синестезии. T&P узнали, как его объясняют нейробиологи, передается ли синестезия по наследству и какую пользу могут принести «смешанные чувства».
Что это такое
Синестезия — это особый способ восприятия, когда некоторые состояния, явления, понятия и символы непроизвольно наделяются дополнительными качествами: цветом, запахом, текстурой, вкусом, геометрической формой, звуковой тональностью или положением в пространстве.
Эти качества иллюзорны: органы чувств, обычно отвечающие за их появление, в синестетическом восприятии не участвуют. При этом чувства словно смешиваются: человек может видеть или осязать звук, слышать цвет, чувствовать текстуру или геометрическую форму мелодии и так далее.
Такое «перекрестное» восприятие может проявляться в двух вариантах. Более интенсивный — когда синестетик действительно видит или чувствует цвета, запахи и другие дополнительные качества параллельно с привычными ощущениями от предметов. Но есть и мягкий вариант — «ассоциативный».
когда у человека всплывают стойкие ассоциации на определенный раздражитель, но в качестве абстрактного знания, а не реальных физических ощущений.
Отличие таких ассоциаций от обычной игры воображения — в их фиксированности: например, человек на протяжении всей жизни ассоциирует цифру «7» с желтым цветом, а музыку Моцарта — с овалом, в каком бы контексте он с ними не сталкивался.
Виды синестезии
«Черно-бурую группу составляют: густое, без галльского глянца и буква А, крепкое каучуковое Г, Ж — отличающееся от французского J, как горький шоколад от молочного, а также темно-коричневое, отполированное Я. В белесой группе буквы Л, Н, О, X, Э представляют, в этом порядке, довольно бледную диету из вермишели, смоленской каши, миндального молока, сухой булки и шведского хлеба».Так описывал свои ощущения от букв русского и французского алфавита синестетик Набоков — в автобиографической повести «Другие берега». Современное исследование профессора Калифорнийского университета Шона Дэя показало, что графемно-цветовые ассоциации («буква-цвет» или «цифра-цвет») — самый популярный вид синестезии: его обнаружили у 62% опрошенных синестетиков (всего в исследовании принял участие 931 человек). На втором месте — связь между отрезками времени и цветами: 21% опрошенных наделяли разными оттенками дни недели и месяцы года. На третьем месте — ассоциации между музыкальными звуками и цветами. Впрочем, «цветной слух» в базовой форме свойственен большинству людей: мы все способны делить музыку на «светлую» и «мрачную». Но в ходе своих исследований Дэй обнаружил и совсем странные случаи: некоторые люди наделяют запахом геометрические фигуры, а цветом — болевые ощущения. Отдельные счастливчики даже испытывают «цветной» оргазм.
Почему это происходит
Нейрофизиологи до сих пор не пришли к единой точке зрения на этот счет. По одной из версий, проводящие нервные пути в мозге синестетика по каким-то причинам теряют миелиновую оболочку, которая играет роль изолятора и предотвращает рассеивание нервных импульсов.
В результате, нейроны, отвечающие за разные чувственные впечатления, начинают спонтанно обмениваться электрическими импульсами и в сознании человека возникают странные взаимосвязи между ощущениями.«Ференц Лист однажды шокировал музыкантов веймарского оркестра просьбой “играть чуть менее розово” — видимо, не понимая, что не все разделяют его восприятие звука».
По второй версии, в раннем детстве все мы были синестетиками: в мозгу младенца гипотетически могут существовать «нейронные мостики», поддерживающие связи между разными органами чувств.
И если гипотеза верна, то цвета, образы, звуки и запахи в восприятии малыша слиты в одно насыщенное, хаотическое целое — но с возрастом эти связи разрушаются и наши ощущения становятся более четкими. А у небольшого процента людей эти «мостики» сохраняются на протяжении всей жизни.
Но самая популярная гипотеза — модель кросс-активации. Согласно ей, между двумя смежными зонами коры головного мозга, отвечающими за разные ощущения, происходит перекрестная активация. Например, зона, ответственная за восприятие геометрических форм, попадает в зависимость от области, отвечающей за восприятие звука.
Это может происходить из-за возникновения аномальных связей между нейронами или неправильной работы нейротрансмиттеров.По этой модели, синестезия — врожденное качество человека, вызванное мутацией генов. И может передаваться по наследству — что подтверждает биография Набокова: цветовое восприятие букв он унаследовал от матери и передал своему сыну.
Но стоит подчеркнуть, что наследуется лишь способность «смешанного восприятия»: это не значит, например, что одни и те же звуки у родителей и детей будут связаны с одинаковыми цветами.Впрочем, есть и скептики, полагающие, что синестезия — это лишь разновидность метафорического мышления, способность творчески проводить параллели между разными вещами.
В той или иной степени такое мышление свойственно всем людям и имеет свои паттерны: например, мы обычно ассоциируем печаль с цветами холодного спектра, а звук контрабаса кажется нам «тяжелым». Но эта теория не объясняет всех странностей синестетического восприятия — ведь для таких параллелей нужно хотя бы отдаленное сходство между сравниваемыми объектами.
А в сознании синестетика цвет слова может, например, вступать в противоречие с цветом обозначаемого им предмета. Слово «море» может восприниматься как красное, а слово «закат» — как зеленое, вопреки реальному чувственному опыту человека, связанному с этими понятиями.
- Можно ли стать синестетиком?
- Недостаток или преимущество?
- Как помочь науке
- Статья здесь: https://theoryandpractice.ru/posts/7428-chto-takoe-sinesteziya-i-pochemu-siniy-tsvet-mozhet-pakhnut-malinoy
Синестезия — явление непроизвольное: маловероятно, что человек «развидит» цвета нот или перестанет ощущать запахи дней недели по собственному желанию. Так же мала и вероятность стать настоящим синестетиком в середине жизни. Опыт синестезии (чаще всего, разнообразные чувственные ассоциации с музыкальными звуками и ритмами) могут давать психоделики — но такие переживания, как правило, заканчиваются вместе с действием наркотического вещества.Впрочем, медицине известны редкие случаи, когда из-за нарушения определенных процессов в мозгу человек приобретал синестетические способности. Самая нашумевшая история произошла с сорокапятилетним жителем Торонто. В 2007 году мужчина пережил инсульт, а 9 месяцев спустя начал испытывать странные ощущения: его стали раздражать слова, написанные определенным цветом, синий начал ассоциироваться с запахом малины, а при звуках главной темы из фильмов «Бондианы» канадец впадал в настоящий экстаз — хотя отнюдь не являлся фанатом Яна Флеминга. Испугавшись, мужчина обратился к врачам. МРТ-сканирование помогло выяснить причину: пострадавший от инсульта мозг пациента пытался восстановиться, формируя хаотичные связи между нейронами.Жизнь человека, которому для эйфории достаточно пары нот из саундтрека «Бондианы», не лишена прелести. Хотя есть и минусы — непроизвольные ассоциации и ощущения могут мешать сосредоточению. Зато появляются дополнительные механизмы запоминания. Шотландский психолог Джулия Симнер совместно со своими коллегами провела эксперимент — попросила смешанную группу из синестетиков и обычных людей вспомнить даты ряда известных событий 1950—2008 гг. Синестетики называли даты точнее — благодаря тому, что их воспоминания подкреплялись более широким спектром ассоциаций. Некоторым графемно-цветовая синестезия помогает писать грамотно — совершенную орфографическую ошибку им может подсказать «неправильный» цвет слова.«Опыт синестезии (чаще всего, разнообразные чувственные ассоциации с музыкальными звуками и ритмами) могут давать психоделики — но такие переживания, как правило, заканчиваются вместе с действием наркотического вещества».Синестезия может помогать и в творчестве — хотя далеко не все литераторы, художники и композиторы, увлеченные темой смешанного восприятия, действительно обладали даром синестезии. В частности, цвето-звуковые ассоциации Рембо, Кандинского и Скрябина, по мнению исследователя Шона Дэя, были вполне произвольными плодами их фантазии. Зато Владимир Набоков, Ван Гог, Дюк Эллингтон и Ференц Лист признаны настоящими синестетиками. Последний однажды шокировал музыкантов веймарского оркестра просьбой «играть чуть менее розово» — видимо, не понимая, что не все разделяют его восприятие звука.Впрочем, синестезия может повлиять на креативность лишь в определенных пределах — порождаемые ей ассоциации гораздо менее гибки, чем те, что возникают при обычном метафорическом мышлении.В мире существуют официальные ассоциации синестетиков и проекты, занимающиеся исследованием этого феномена. Любой человек, открывший в себе необычные особенности восприятия, может принять в них участие.Картинка с сайта https://factroom.ru/facts/29976
Добавлю от себя: В некоторых кругах считается, что синестезия — это также восполнение функций недостающих, поврежденных или отсутствующих органов через активацию других. Например, люди с проблемами слуха развивают более внимательный взгляд для чтения губ собеседника и могут воспринимать настроение через вибрации голоса, ощущаемые всем телом, а не слуховым аппаратом. Мозг среднестатистического человека обычно «запрещает» нам видеть и слышать вне общих спектров световых и звуковых волн, при этом подавляя более тонкие органы чувств, такие как шишковидную железу, гипофиз и прочие ментальные тела. Однако, при нарушении функций того или иного органа, мозг адаптируется под ситуацию и позволяет считывать информацию с окружающей реальности «нефизическими» чувствами, то есть немного выйти за рамки дозволенного матрицей. Включается то самое «шестое чувство», а иногда и целый набор чувств.
Отличный пример этому — слепой турецкий художник Эшреф Армаган:
Джон Кеннеди, профессор психологии Восприятия и Познания Университета Торонто в Скарборо так выразился о способностях Эшрефа Армагана: » Г-н Армаган является очень важной фигурой в истории живописи и, тем более, в истории науки. Его картины являются замечательными. Я был поражен его рисунками и его работой с красками. Он является первым человеком в истории, который наглядно продемонстрировал, что слепой от рождения человек может абсолютно нормально развиваться без визуального контакта с внешним миром. До него ничего подобного зафиксировано не было, и тем более никогда не было аналогичных случаев в истории изобразительного искусства».
Когда Эшреф берется за очередную картину, он нуждается в абсолютной тишине вокруг. Первым делом, если в его картине планируется новый объект, Эшреф изучает его очертания, используя для этого шрифт Брайля, и только после этого наносит этот объект на свое полотно.
Эшреф Армаган не может просто так рисовать свои картины, он должен чувствовать то, что рисует, он старается быть «внутри» своей картины.
Поэтому, к примеру, когда он рисует картину моря, он часто надевает спасательный жилет, чтобы не утонуть в этом море! Удивительное восприятие окружающей действительности, не правда ли?
Когда к нему приходит творческий настрой и если он прочувствовал свою будущую картину и доволен ею — только тогда он начинает наносить масло на холст собственными пальцами.
Из-за того, что он применяет только один цвет краски за один раз, иногда приходится ждать два или три дня, пока засохнет уже нанесенная краска и картина не станет готова к нанесению следующего цвета. Этот метод живописи совершенно уникальный и пользуется им только один человек на планете — Эшреф Армаган.
Во время своего творческого процесса, он не получает никакой помощи от окружающих и творит полностью сам. Это удивительно, но он каким-то невероятным образом научился рисовать перспективу! Как это вообще возможно, чтобы слепой от рождения человек осознал, что такое перспектива в рисунке? Это невообразимо.Картины Эшрефа:[РАЗВЕРНУТЬ ДЕТАЛИ]
Эшреф Армаган родился в бедной семье в Турции. В детстве и юности он не получил никакого даже формального образования и, тем более, не проходил никакой профессиональной подготовки. Однако, он самостоятельно научился писать и печатать. Эшреф рисует свои картины собственными пальцами рук и использует только карандаш и масляные краски. Никаких кисточек он никогда не использовал. Таким образом, Эшреф Армаган совершенствовал свое искусство рисования собственными пальцами на протяжении последних 35-ти лет.
Источник: https://digitall-angell.livejournal.com/512098.html
«Ревность пахнет носками»: как ощущают мир синестеты
Синестезия — это нейрологический феномен, при котором ощущения, исходящие от одного органа чувств, также проявляются в другом. Синестеты могут видеть запахи, слышать цвета, буквы и цифры для них тоже имеют оттенки. «Афиша Daily» поговорила с людьми, которые живут с такой особенностью, а также узнала у исследователя синестезии, как она устроена
© Juan Carlos Munoz/Getty Images
«Я знаю, как выглядит моя болезнь»
Афина Сафонова, 33 года
Армавир. Трансовый терапевт и автор «Книги о мандалах»
В 14 лет я еще не знала этого слова [синестезия], но могла, например, почувствовать облако на вкус (сырое, холодное) или же дорогу — она слишком твердая, чтобы ее жевать. Могла мысленно полизать столб, понюхать кошку, не прикасаясь к ней.
Цвета букв я видела чуть ли не раньше, чем научилась их выговаривать. Ревность пахнет носками. Страх денежных потерь — красно-коричневая зубастая воронка внизу живота.
А восхищение красотой — эмоция, обладающая «ангельским», несуществующим в земном спектре светло-красным оттенком.
Я знаю, как выглядит моя болезнь гранулематоз вегенера (аутоиммунное заболевание, воспаление стенок сосудов. — Прим. ред.) — это черный, ржавый трактор.
Иногда мне снятся цвета, которых нет в природе. У них бывает своя плотность, ощущаются их квантовые частицы, температура и звук. В реальности у меня плохое зрение — левый глаз видит на 10% из‑за атрофии нерва, а зрение на правом после замены хрусталика определяется как минус два. Поэтому смотреть сны для меня большое удовольствие.
Затем заметила, что от людей у меня очень своеобразное ощущение: человек — большой комок всего, где есть и цвет, и звук, и тепло, и давление. Ощущать эту энергию неприятно из‑за противоречий в их собственных эмоциях. Из‑за своей сверхчувствительности я сильно уставала в школе, страдала головной болью от недосыпа, потому что за ночь мозг не успевал обработать всю информацию.
Находиться в общественном транспорте больше двух часов не могу, потому что после поездки кожей ощущаю на себе что‑то налипшее, мелко вибрирующее, оранжевого цвета.
Сразу хочется помыться, потому что оно словно вытягивает из‑под кожи все наружу.
Случайно я обнаружила, что могу нарисовать то, что ощущаю от человека. Например, цветовые пятна, значение которых потом расшифровываю в виде эмоций.
Синестезия заставила меня научиться бережно и тонко относиться к себе и людям, любить их. Видеть причины, связи, внутренние мотивы и противоречия. Иначе жить с таким восприятием просто нельзя — можно попросту лопнуть, как шарик.
Обычный человек толстокожий, словно слон в посудной лавке, а тебе нужно делать все нежно и внимательно.
Синестетики — как смартфоны новой модели среди кнопочных Nokia: слишком тонкие, хрупкие, мало держат заряд, ими нельзя забивать гвозди и копать ямы.
«Мыслю несколькими органами чувств»
Янина Скоробогатова, 35 лет
Москва. Кинорежиссер, сценарист и преподаватель ИЗО
У меня аурический вид особенности, а точнее — гиперстезия, то есть обостренная синестезия. Заключается она в том, что я вижу людей в линиях и орнаментах. Все они разных цветов, детализированы и индивидуальны для каждого человека. Также могу увидеть состояние человека линией, поэтому отчасти моя особенность связана с эмпатией.
В детстве я училась в художественной школе — тогда и заметила свою особенность. Пять лет назад она обострилась из‑за сильного стресса и начала меня даже мучить. Например, я заметила, что запах фото и картин мешает мне изображать то, что я хочу (я увлекалась фотографией).
Окружающие стали отмечать особую цветопередачу и даже обвинять меня в психических расстройствах и наркомании. Позже я сделала из этого собственный фотоприем. То есть изображаю линии и орнаменты людей из головы, так вижу их портрет.
В какой‑то момент синестезия вызывала у меня что‑то вроде легкого обморока и состояния перегрузки. Были ощущения, будто ты расширяешься и растворяешься в пространстве. Они появляются непроизвольно, поэтому важно себя контролировать.
Из‑за этого происходит самопознание, диалог с самим собой. Если остановить процесс творчества или созерцания и переключить внимание на что‑то другое, она уже не так обостряется. Я, например, сочиняю стихи, выливаю эмоции на бумагу.
Привычка в чем‑то отличаться появилась у меня в детстве из‑за замкнутости, которой сейчас у меня не наблюдается. Часто хочется быть обычной, потому что каждому нужно понимание со стороны, а оно не всегда есть в моей жизни. Когда нахожусь в обществе подобных мне людей, чувствую себя в своей тарелке. Моя любовь к особенности ставит все неудобства на второй план.
© Level1studio/Getty Images
«Меня просят «пронюхать» кого‑то из знакомых»
Дарья Ковалева, 23 года
Абакан, Республика Хакасия. Библиотекарь юношеской библиотеки «Ровесник», магистрант Хакасского государственного университета им. Н.Ф.Катанова (филология)
Моя прабабушка была синестетиком. Я выяснила это уже после того, как узнала о феномене. А вот у родителей, бабушек и дедушек этой особенности нет.
На втором курсе университета я начала сравнивать преподавателей с геометрическими фигурами, и одногруппницы этому очень удивлялись. В кругу друзей рассказывала, как вижу эмоции людей — с цветами и запахами, — но все считали это ненормальным. Теперь меня считают особенной.
Синестезия для меня — это нечто вроде апгрейда головного мозга, когда можно увидеть, услышать, почувствовать больше, чем на самом деле.
Например, я вижу цвета букв и цифр: единица белая, двойка всегда была зеленой, пятерка у меня ассоциируется с красным, а девятка — с пурпурным. С буквами то же самое: О — синего цвета, Э — фиолетового, а Ю разноцветная. Согласные буквы делятся на группы. М, Н, Р, Л — темно-синие, а Ш, Ж, Г, В, Д — голубые.
Дни недели тоже окрашиваются в разные цвета. В понедельник я вижу светло-голубой, в четверг — синий, а пятница, как ни странно, у меня красного цвета. Также вижу цвета эмоций, а иногда даже чувствую их запах или вкус.
Например, когда человек врет, я чувствую запах дегтя и вижу черные пятна вокруг него, а если он радуется — будет ярко-желтый цвет. Если кто‑то грустит или беспокоится, то вокруг него появляется грязно-зеленый, болотный цвет.
Плохие эмоции чувствуются сильнее хороших.
Часто меня просят «пронюхать» кого‑то из знакомых. Я стараюсь называть цвет и то, какие эмоции он вызывает. Странно, конечно, но это работает, и я почти всегда «предсказываю» правильно.
А вот музыку я слушаю только с глубокими низкими звуками — например, виолончель или низкие клавиши фортепиано. Потому что эти звуки синих, фиолетовых и зеленых цветов. Если песня оранжевая, красная или желтая, с короткими и высокими звуками, то, скорее всего, она мне не понравится.
Из‑за синестезии легко могу воспроизвести номера телефонов по памяти. Я запоминаю не только цифры, но и цветовой ряд, который присутствовал в последовательности этих цифр.
При этом плохо воспринимаю текст на слух, потому что звуки вызывают цветовые ассоциации, и я отвлекаюсь от слов.
Если я захочу понять смысл песни или запомнить какую‑то лекцию, мне обязательно нужно иметь текст перед глазами.
Учить иностранные языки сложно, так как там совсем другие ассоциативные ряды, трудно сопоставлять их с уже существующими. Я учу английский 12 лет: сначала в школе, потом в университете, разных кружках. Но ничего, кроме самых простых ключевых слов, сказать не могу.
Подробности по теме
Холст, масло, Дэвид Боуи: девушка с синестезией видит звуки и рисует музыку
Холст, масло, Дэвид Боуи: девушка с синестезией видит звуки и рисует музыку
© stilllifephotographer/Getty Images
Антон Сидоров-Дорсо
Научный куратор Российского Синестетического сообщества и руководитель исследовательской группы «Синестезия: дети и родители» при Центре междисциплинарных исследований современного детства МГППУ
Синестетов примерно четыре процента от всего населения Земли. Чаще ими оказываются женщины. Некоторые коллеги объясняют этот факт не половым диморфизмом (анатомические различия между представителями разных полов одного и того же биологического вида. — Прим. ред.), а путаницей во время набора участников исследований: женщины попросту чаще сообщают о своей особенности.
Синестет многое понимает по-другому: окружающий мир вызывает у него дополнительную реакцию в виде цвета, вкуса и/или прикосновения. Например, буквы или цифры могут вызывать ощущение цветов, звуки речи — вкус во рту, а дни недели и месяцы могут объемно располагаться в пространстве.
Как мыслят синестеты
В некоторых исследованиях продемонстрировано, что синестеты обладают высокой проницаемостью психологических границ. Они легко переходят от мышления к интуиции, от памяти к фантазии (и наоборот), от одних эмоций и чувств к другим. Это не плюс и не минус, а индивидуальный стиль проявления нейрокогнитивного функционирования.
Как интуитивно высказывался о синестезии Владимир Набоков (сам синестет) в автобиографическом произведении «Память, говори»: «Исповедь синестета назовут претенциозной и скучной те, кто защищен от таких просачиваний и отцеживаний более плотными перегородками, чем защищен я».
Можно ли притвориться синестетом
Синестетические связи нельзя объяснить пережитым опытом или заученными наизусть ассоциациями. В отличие от фантазии синестезия более схематична, возникает непроизвольно из‑за дополнительных нейронных взаимодействий в мозге и не меняется с годами.
Поэтому поймать на лжи человека очень просто. Если вы хвастаетесь, что у вас большая семья, но не можете быстро назвать, как зовут каждого из ваших родственников, то вы вряд ли сказали правду. Тот же принцип мы [исследователи] применяем к «кандидатам в синестеты».
Учитываем время реакции, последовательность и точность ответов при указании на оттенки цветов. Проверить хитреца можно и аппаратурными исследованиями, например при помощи МРТ. Томография показывает необычную работу мозга (метаболическую активность).
У синестета она отличается в тех зонах, которые отвечают за восприятие цвета, в частности, в зрительной коре.
Можно ли считать синестезию психической особенностью
Недавнее генетическое исследование с моим участием в качестве представителя из России выявило, что связи синестезии с шизофренией и расстройствами аутистического спектра нет. То есть это не болезнь, а особенность нейрокогнитивного функционирования и особая чуткость к вербальности, музыкальности и письменности — в зависимости от разновидности синестезии.
Научиться этому невозможно. Для нее нужна предрасположенность, потому что переживания при синестезии — это не просто ассоциации. Например, цвета букв — не воспоминания и не образы, рожденные опытом, а внутренняя реакция. Я проводил эксперимент, в котором участникам предъявлялась ситуация с воображаемой восьмидневной неделей, с выдуманным днем, располагающимся между четвергом и пятницей.
Они «вживались» в такой график заполнением календаря и решением задач на организацию дел на неделю. В итоге у синестетов возникала реакция на этот выдуманный день в цвете. Он никак не отличался от других, настоящих дней недели. Важно, что стимул проявлялся в непредсказуемом цвете, не имеющем аналогов вокруг. Эти синестетические цвета, порождаемые самим мозгом, часто называют марсианскими.
Источник: https://daily.afisha.ru/relationship/13437-revnost-pahnet-noskami-kak-oschuschayut-mir-sinestety/
Синестезия: почему люди «видят» звуки и «чувствуют» на вкус имена
Долгие годы в научном мире синестезию не воспринимали всерьёз: считалось, что во всём виновато чересчур активное воображение. И только в последнее время учёные начали рассматривать её как реальное неврологическое явление. Рассказываем, почему некоторые люди называют музыку Моцарта оранжевой, а буквы делят на мальчиков и девочек.
Что такое синестезия?
Особый способ восприятия, при котором человек непроизвольно наделяет явления дополнительными качествами: цветом, запахом, текстурой, вкусом, формой и т.д. Чувства словно смешиваются: можно видеть звук, слышать цвет или чувствовать геометрическую форму.
Синестезия проявляется в двух вариантах:
- Более редкий: когда человек действительно видит или чувствует цвета, запахи и т.д. параллельно с обычными ощущениями. Например, ему щекотно от красного цвета.
- Более распространённый и мягкий: «ассоциативный». При нём всплывают стойкие ассоциации, но реальных физических ощущений нет. Такой синестет будет на протяжении всей жизни бессознательно ассоциировать свою собаку с треугольником, а четверг – с запахом болота.
Необычность синестезии в том, что люди и сами не могут объяснить, откуда и почему у них возникают такие ассоциации. Они совершенно непредсказуемы и не привязаны ни к культуре, ни к личному опыту.
«Чёрно-бурую группу составляют: густое, без галльского глянца и буква А, крепкое каучуковое Г, Ж – отличающееся от французского J, как горький шоколад от молочного, а также темно-коричневое, отполированное Я.
В белесой группе буквы Л, Н, О, X, Э представляют, в этом порядке, довольно бледную диету из вермишели, смоленской каши, миндального молока, сухой булки и шведского хлеба».
Так описывал свои ощущения от букв русского и французского алфавита Набоков в автобиографической повести «Другие берега».
Что происходит в мозге у синестетика?
У учёных нет единого мнения: это явление пока что мало исследовали. По одной из версий, у синестетика нервные пути теряют оболочку, и нейроны из разных областей начинают спонтанно обмениваться импульсами. В результате в сознании человека возникают нелогичные взаимосвязи между ощущениями.
Другая версия гласит, что в раннем детстве у нас у всех были «нейронные мостики» между разными органами чувств. Все цвета, звуки и запахи в восприятии младенца – это единое целое. С возрастом же у большинства эти связи разрушаются, и ощущения становятся более четкими.
Но самая популярная гипотеза гласит, что синестезию вызывает мутация генов. Согласно ей, одна из зон мозга, отвечающая за разные ощущения, попадает в зависимость от другой. Например, зона, ответственная за восприятие цвета начинает «работать заодно» с зоной восприятия звука.
Это вообще нормально?
Да, вполне. Синестезия встречается часто, но она не считается болезнью. По разным данном, такой способностью обладают 1-4% населения Земли. То есть до 300 миллионов человек.
Если синестетов так много, почему я не знаю ни одного?
Дело в том, что они воспринимают мир таким образом всю жизнь и считают, что это норма, что всем людям это свойственно. О том, что подобные ощущения – это что-то необычное, синестеты чаще всего узнают случайно. Так, композитор Ференц Лист однажды очень удивил оркестр просьбой играть «чуть менее розово» – видимо, не понимая, что не для всех людей музыка может иметь цвета.
Генетические мутации иногда приводят к удивительным последствиям. Например, как у главной героини статьи «Супергерои среди нас: из-за генетической мутации британка не чувствует боли»
Источник: https://zdorovieinfo.ru/exclusive/sinesteziya-pochemu-lyudi-vidyat-zvuki-i-chuvstvuyut-na-vkus-imena2/
Что такое синестезия?
Иллюстрация из книги «Среда цвета индиго » На этом примере в углу сверху вниз прослеживается циферблат часов, источник: Wikimedia
Кэрол Крэйн слушает музыку. Гитары нежно поглаживают ее лодыжки, скрипка ощущается всем лицом, а трубы дают о себе знать где-то на тыльной стороне шеи. Кроме того, что Кэрол чувствует звуки своим телом, она видит буквы и цифры в разных цветовых оттенках.
Единицы измерения времени для нее имеют свою форму: месяцы выглядят, как кабинки на колесе обозрения, с июлем наверху и декабрем внизу. Я не придумал Кэрол Крэйн. Она не сумасшедшая, и она тоже не придумывала ничего из вышеописанного. У Кэрол Крэйн синестезия.
Синестезия (от греч. synaisthesis, «смешанное ощущение») — неврологическое состояние, при котором мозг обрабатывает информацию несколькими органами чувств сразу.
Пока что синестезия не до конца изучена, но, скорее всего, это связано с генетикой. Также установлено, что это специфическое состояние чаще встречается у женщин, чем у мужчин.
Согласно данным Американской психологической ассоциации (АПА), синестезия присуща 1 человеку из 2 тыс. Чаще всего это состояние встречается у художников, писателей и музыкантов.
Поп-исполнительница Lorde и рэпер Канье Уэст, художники Василий Кандинский и Дэвид Хокни, писатель Владимир Набоков, физик Ричард Фейнман — всех их объединяет синестезия.
Какие бывают типы синестезии?
Согласно публикации журнала Psychology Today, сейчас известно более чем о 60 типах. Самый распространенный случай — человек видит буквы или цифры в том или ином цвете. Это графемно-цветовая синестезия. Конечно, мы не будем перечислять все 60. Назовем только некоторые из них.
- Звуки + цвета = хроместезия. Как музыка, так и другие звуки, например звук автомобильного гудка, могут спровоцировать ощущение видения цвета.
- Звуки + осязание = акустико-тактильная синестезия. Некоторые звуки вызывают ощущения в частях тела. Как у Кэрол.
- Вкус + слова, образы = лексико-гастическая синестезия. Текст любимой песни будет напоминать о вкусе шоколада, а слово «баскетбол» может иметь вкус вафель.
- Временно-пространственная синестезия. Ощущение того, что время обладает физическими характеристиками.
- Тактильно-эмоциональная синестезия. Тактильный контакт с определенными поверхностями вызывает определенные эмоции.
- Синестезия зеркального прикосновения. Человек чувствует то же, что чувствует другой человек. Например, если человек с таким типом синестезии увидит, как кто-то дотрагивается до чьего-то плеча, он почувствует это прикосновение на своем плече. Люди с этим типом синестезии обладают более высоким уровнем эмпатии, чем большая часть популяции.
Что вызывает синестезию?
На синестезию обратили внимание в конце XIX в. Однако возможность ее практического изучения появилась только в 70-х гг. прошлого века.
С тех пор многие нейробиологи изучали феномен. В итоге на свет появились несколько соперничающих теорий о причинах синестезии.
- Саймон Барон-Коэн, изучающий синестезию в Кембриджском университете, предположил, что синестезия возникает из-за переизбытка нейронных связей. Обычно каждое из чувств находится в мозгу обособлено, с ограниченной возможностью к кросс-коммуникации. В мозгах людей с синестезией этих обособлений нет, и «общаться» чувствам ничего не мешает.
- Питер Гроссенбахер из Университета Наропы в Колорадо считает, что синестезия не меняет архитектуру мозга. Нейрологический феномен происходит, если зоны мозга, отвечающие каждая за свое чувство, получают информацию от мультисенсорных участков мозга. Обычно информация из мультисенсорных зон возвращается только в «правильную» часть мозга, отвечающую за одно чувство. У людей с синестезией информация перемешивается.
- Дафни Маурер, психолог из Университета Макмастера в Онтарио, полагает, что у всех есть подобные связи в мозгу, но не все ими пользуются. Те, кто пользуется, и есть люди с синестезией.
Как понять, есть ли у человека синестезия?
Сейчас нет официального метода диагностики синестезии. Однако есть своего рода чек-лист, созданный одним из ведущих исследователей в этой области, доктором Ричардом Китоуиком. Вот что характерно для людей с синестезией.
- Они непреднамеренно испытывают все эти странноватые состояния.
- Проецируют чувства во вне, например, видят цвета, парящие в воздухе, когда слышат какой-то звук.
- Стиль восприятия не меняется. Видишь цифры в цвете — лучше расслабиться, ведь так оно и останется.
- Обычно восприятие достаточно простое. Видеть запах апельсинов как квадрат — синестезия, но видеть шоколад как слона, у которого вместо хобота торшер, — уже что-то другое.
- Запоминание второго синестезиологического восприятия лучше первого. Тройка будет ассоциироваться не с числом, а с желтым.
- Они испытывают эмоциональные реакции, например удовлетворение, связанное с восприятием.
Области мышления, которые кросс-активируется при графемно-цветовой синестезии (зелёный — область распознавания графем, красный — цветов V4), источник: Wikimedia
Синестезия — это хорошо или плохо?
С одной стороны, некоторые виды синестезии позволяют воспринимать сложные и системные вещи как простые ощущения. Похожий прием использован для различных схем, например схемы метро — мы легче запоминаем цвет ветки, а не ее форму или расположение в отношении города.
Синестеты, которые видят буквы и цифры в тех или иных цветах, могут легче запоминать графическую информацию, например имена или номера телефонов. Люди с хромостезией легче разбираются в мелодиях и тональностях.
С другой стороны, вдруг при лексико-гастической синестезии, услышав слово «бытие», вы ощущаете стойкий вкус оливок? А вы их терпеть не можете? Вход на философский факультет (и на некоторые кухни) для вас закрыт. Не самая большая потеря, но все же неприятно.
Синестезия зеркального прикосновения и вовсе может принести неожиданные и нежелательные контакты.
Наверное, у каждой синестезии можно найти положительные и отрицательные стороны. Обычно синестеты не испытывают проблем с повседневной жизнью из-за своей «суперспособности». Главное, понять и принять реальное положение дел и не думать, что с вами происходит что-то из ряда вон выходящее. Лучше думайте, что вы как Набоков или Кандинский, ну или, на худой конец, Канье Уэст.
Источник: https://sciencepop.ru/pochemu-lyudi-vidyat-zvuki-i-chuvstvuyut-na-vkus-slova/
Что такое синестезия, и почему синий цвет может пахнуть малиной
Синестезия — это особый способ восприятия, когда некоторые состояния, явления, понятия и символы непроизвольно наделяются дополнительными качествами: цветом, запахом, текстурой, вкусом, геометрической формой, звуковой тональностью или положением в пространстве.
Эти качества иллюзорны: органы чувств, обычно отвечающие за их появление, в синестетическом восприятии не участвуют. При этом чувства словно смешиваются: человек может видеть или осязать звук, слышать цвет, чувствовать текстуру или геометрическую форму мелодии и так далее.
Такое «перекрестное» восприятие может проявляться в двух вариантах. Более интенсивный — когда синестетик действительно видит или чувствует цвета, запахи и другие дополнительные качества параллельно с привычными ощущениями от предметов. Но есть и мягкий вариант — «ассоциативный».
когда у человека всплывают стойкие ассоциации на определенный раздражитель, но в качестве абстрактного знания, а не реальных физических ощущений.
Отличие таких ассоциаций от обычной игры воображения — в их фиксированности: например, человек на протяжении всей жизни ассоциирует цифру «7» с желтым цветом, а музыку Моцарта — с овалом, в каком бы контексте он с ними не сталкивался.
Виды синестезии
«Черно-бурую группу составляют: густое, без галльского глянца и буква А, крепкое каучуковое Г, Ж — отличающееся от французского J, как горький шоколад от молочного, а также темно-коричневое, отполированное Я. В белесой группе буквы Л, Н, О, X, Э представляют, в этом порядке, довольно бледную диету из вермишели, смоленской каши, миндального молока, сухой булки и шведского хлеба».
Так описывал свои ощущения от букв русского и французского алфавита синестетик Набоков — в автобиографической повести «Другие берега».
Современное исследование профессора Калифорнийского университета Шона Дэя показало, что графемно-цветовые ассоциации («буква-цвет» или «цифра-цвет») — самый популярный вид синестезии: его обнаружили у 62% опрошенных синестетиков (всего в исследовании принял участие 931 человек).
На втором месте — связь между отрезками времени и цветами: 21% опрошенных наделяли разными оттенками дни недели и месяцы года. На третьем месте — ассоциации между музыкальными звуками и цветами.
Впрочем, «цветной слух» в базовой форме свойственен большинству людей: мы все способны делить музыку на «светлую» и «мрачную». Но в ходе своих исследований Дэй обнаружил и совсем странные случаи: некоторые люди наделяют запахом геометрические фигуры, а цветом — болевые ощущения. Отдельные счастливчики даже испытывают «цветной» оргазм.
Почему это происходит
Нейрофизиологи до сих пор не пришли к единой точке зрения на этот счет.
По одной из версий, проводящие нервные пути в мозге синестетика по каким-то причинам теряют миелиновую оболочку, которая играет роль изолятора и предотвращает рассеивание нервных импульсов.
В результате, нейроны, отвечающие за разные чувственные впечатления, начинают спонтанно обмениваться электрическими импульсами и в сознании человека возникают странные взаимосвязи между ощущениями.
«Ференц Лист однажды шокировал музыкантов веймарского оркестра просьбой “играть чуть менее розово” — видимо, не понимая, что не все разделяют его восприятие звука».
По второй версии, в раннем детстве все мы были синестетиками: в мозгу младенца гипотетически могут существовать «нейронные мостики», поддерживающие связи между разными органами чувств.
И если гипотеза верна, то цвета, образы, звуки и запахи в восприятии малыша слиты в одно насыщенное, хаотическое целое — но с возрастом эти связи разрушаются и наши ощущения становятся более четкими.
А у небольшого процента людей эти «мостики» сохраняются на протяжении всей жизни.
Но самая популярная гипотеза — модель кросс-активации. Согласно ей, между двумя смежными зонами коры головного мозга, отвечающими за разные ощущения, происходит перекрестная активация.
Например, зона, ответственная за восприятие геометрических форм, попадает в зависимость от области, отвечающей за восприятие звука.
Это может происходить из-за возникновения аномальных связей между нейронами или неправильной работы нейротрансмиттеров.
По этой модели, синестезия — врожденное качество человека, вызванное мутацией генов.
И может передаваться по наследству — что подтверждает биография Набокова: цветовое восприятие букв он унаследовал от матери и передал своему сыну.
Но стоит подчеркнуть, что наследуется лишь способность «смешанного восприятия»: это не значит, например, что одни и те же звуки у родителей и детей будут связаны с одинаковыми цветами.
Впрочем, есть и скептики, полагающие, что синестезия — это лишь разновидность метафорического мышления, способность творчески проводить параллели между разными вещами. В той или иной степени такое мышление свойственно всем людям и имеет свои паттерны: например, мы обычно ассоциируем печаль с цветами холодного спектра, а звук контрабаса кажется нам «тяжелым».
Но эта теория не объясняет всех странностей синестетического восприятия — ведь для таких параллелей нужно хотя бы отдаленное сходство между сравниваемыми объектами. А в сознании синестетика цвет слова может, например, вступать в противоречие с цветом обозначаемого им предмета.
Слово «море» может восприниматься как красное, а слово «закат» — как зеленое, вопреки реальному чувственному опыту человека, связанному с этими понятиями.
Можно ли стать синестетиком?
Синестезия — явление непроизвольное: маловероятно, что человек «развидит» цвета нот или перестанет ощущать запахи дней недели по собственному желанию.
Так же мала и вероятность стать настоящим синестетиком в середине жизни.
Опыт синестезии (чаще всего, разнообразные чувственные ассоциации с музыкальными звуками и ритмами) могут давать психоделики — но такие переживания, как правило, заканчиваются вместе с действием наркотического вещества.
Впрочем, медицине известны редкие случаи, когда из-за нарушения определенных процессов в мозгу человек приобретал синестетические способности. Самая нашумевшая история произошла с сорокапятилетним жителем Торонто.
В 2007 году мужчина пережил инсульт, а 9 месяцев спустя начал испытывать странные ощущения: его стали раздражать слова, написанные определенным цветом, синий начал ассоциироваться с запахом малины, а при звуках главной темы из фильмов «Бондианы» канадец впадал в настоящий экстаз — хотя отнюдь не являлся фанатом Яна Флеминга. Испугавшись, мужчина обратился к врачам.
МРТ-сканирование помогло выяснить причину: пострадавший от инсульта мозг пациента пытался восстановиться, формируя хаотичные связи между нейронами.
Недостаток или преимущество?
Жизнь человека, которому для эйфории достаточно пары нот из саундтрека «Бондианы», не лишена прелести. Хотя есть и минусы — непроизвольные ассоциации и ощущения могут мешать сосредоточению. Зато появляются дополнительные механизмы запоминания.
Шотландский психолог Джулия Симнер совместно со своими коллегами провела эксперимент — попросила смешанную группу из синестетиков и обычных людей вспомнить даты ряда известных событий 1950—2008 гг. Синестетики называли даты точнее — благодаря тому, что их воспоминания подкреплялись более широким спектром ассоциаций.
Некоторым графемно-цветовая синестезия помогает писать грамотно — совершенную орфографическую ошибку им может подсказать «неправильный» цвет слова.
«Опыт синестезии могут давать психоделики — но такие переживания, как правило, заканчиваются вместе с действием наркотического вещества».
Синестезия может помогать и в творчестве — хотя далеко не все литераторы, художники и композиторы, увлеченные темой смешанного восприятия, действительно обладали даром синестезии.
В частности, цвето-звуковые ассоциации Рембо, Кандинского и Скрябина, по мнению исследователя Шона Дэя, были вполне произвольными плодами их фантазии. Зато Владимир Набоков, Ван Гог, Дюк Эллингтон и Ференц Лист признаны настоящими синестетиками.
Последний однажды шокировал музыкантов веймарского оркестра просьбой «играть чуть менее розово» — видимо, не понимая, что не все разделяют его восприятие звука.
Впрочем, синестезия может повлиять на креативность лишь в определенных пределах — порождаемые ей ассоциации гораздо менее гибки, чем те, что возникают при обычном метафорическом мышлении.
Как помочь науке
В мире существуют официальные ассоциации синестетиков и проекты, занимающиеся исследованием этого феномена. Любой человек, открывший в себе необычные особенности восприятия, может принять в них участие.
- Российское синестетическое сообщество
- Проект «Синестезия» Бостонского университета
- Сайт исследователя синестезии Шона Дэя
- Cайт, посвященный тестам на синестезию
Источник: https://theoryandpractice.ru/posts/7428-chto-takoe-sinesteziya-i-pochemu-siniy-tsvet-mozhet-pakhnut-malinoy
Синестезия: Почему люди чувствуют запах слов и видят цвет музыки
При акустико-тактильном варианте синестет чувствует тактильные ощущения из-за определённых звуков (например, скрип мела по доске заставляет его чесаться). В случае с лексико-гастической синестезией у человека появляются вкусовые ассоциации от слов или образов — например, название родного города имеет привкус металла.
Ещё существует числовая линия — это карта чисел, которая возникает перед мысленным взором человека. Или порядковая лингвистическая персонификация — ситуация, при которой определённая последовательность (дни недели, месяцы, числа или буквы) вызывает ассоциацию с чертами, которые мы приписываем людям.
С числами связана и синестезия локализации последовательностей — способность видеть последовательность в виде точек, определённым образом расположенных в пространстве. «Ещё я могу с ходу сказать, сколько в слове букв.
Не скажу, что это приносит какую-то огромную практическую пользу, но я очень быстро учусь, отлично запоминаю, а в детстве и подростковом возрасте с удовольствием разгадывала кроссворды, не проверяя, подходит ли слово по числу букв», — рассказывает Ольга Лукинская.
Синестезия зеркального прикосновения — способность ощущать то, что физически ощущают другие люди, и непроизвольно повторять чужие движения. Предполагают, что она связана с активностью зеркальных нейронов.
В каком-то смысле с ней сталкиваются все люди — например, когда мы начинаем переходить улицу на красный свет только потому, что так сделал пешеход перед нами.
«Синестезия зеркального прикосновения — очень редкий тип синестезии, который, кстати, как считается, наиболее распространён в аутичном спектре (диагностика показала, что у меня синдром Аспергера), — рассказывает Дарья. — Я могу почувствовать на себе, кажется, всё, что чувствуют другие люди.
Очень яркий пример: несколько месяцев назад прямо передо мной сильно споткнулся мужчина. Я сразу же споткнулась тоже. Никаких предпосылок к этому не было, передо мной не было никаких препятствий. Моё тело просто непроизвольно повторило его движения».
Кроме того, разные типы синестезии могут сочетаться между собой. Например, у Дарьи акустико / визуально / эмоционально / ольфакторно-тактильная синестезия: «При визуально-тактильном виде, например, я могу идти мимо предмета и почувствовать, как прикасаюсь к нему, хотя на самом деле его не трогала.
Визуально-гастическую синестезию в последний раз я сильно ощутила, когда была на выставке на „Винзаводе“ и почувствовала вкус во рту, глядя на некоторые экспонаты. Я не могу точно объяснить, каким он был, но было очень неприятно — насколько я помню, я смотрела на имитацию частей человеческих тел.
Наверное, самое приятное, что при прослушивании музыки я могу испытывать разные ощущения в теле. Часто эти ощущения скорее приятные — в конечностях или в спине».
Вполне возможно, что существуют типы синестезии, пока не описанные исследователями.
Чтобы определить, есть ли у вас синестезия, советуют обращать внимание на «избыточные» ощущения, которые как бы дублируют сенсорную активность — но при этом они строго систематичны, возникают закономерно и непроизвольно. На сайте Российского синестетического сообщества есть анкета, которую можно использовать для самодиагностики.
Источник: https://wonderzine.com/wonderzine/life/life/246935-synesthesia
Всё о синестезии: Люди, которые нюхают буквы и слышат цвета
Некоторые синестеты находят практическое применение своим необычным способностям, и отдельные компании набирают таких людей для выполнения необычной работы.
Например, в компании Ford существует такая должность, как эксперт-синестет. Его задача заключается в том, чтобы трогать, нюхать и слушать автомобили.
Мы связались с Майклом Хаверкампом, и он рассказал нам об особенностях своей профессии.
«В принципе, моё восприятие такое же, как и у всех остальных. Однако мои чувства по-особому связаны между собой. В качестве примера: когда я слышу звуки или слушаю музыку, я вижу перед собой цвет и форму.
Меня всегда интересовала техника, музыка и искусство. Во время учёбы на электроинженера, я изучал коммуникационные технологии и акустику. Важной частью акустики является передача звуковой волны через человеческое ухо и нейронная обработка сигналов.
Психология слуха играет важную роль. Когда я работал инженером автомобильной акустики, я, помимо прочего, участвовал в изучении вибраций автомобиля, шума тормозов, звукового излучения и в улучшении качества звука автомобиля.
За это время мне стало ясно, что эффект воздействия звука на человеческое восприятие невозможно понять полностью без учёта данных других органов чувств. Очень важно знать, какие изображения возникают в голове у человека при прослушивании музыки.
Если вы слышите, как кто-то касается поверхности, что вы при этом почувствуете, как это будет выглядеть?
После разработки методологии подхода мультисенсорной оптимизации компонентов автомобиля у меня появилась полноценная должность в качестве специалиста по кросс-сенсорной гармонизации восприятия качества автомобиля. Помимо работы по оптимизации, я написал книгу, в которой описано моё понимание всех чувств и ощущений (Синестетический дизайн. Справочник для мультисенсорного подхода. Birkhäuser, 2013).
В настоящее время автомобилям среднего класса и класса люкс выставляются высокие требования по «восприятию» их качества. Оценка внешнего вида, звука и тактильного восприятия материалов обычно производится в рамках специализированных отделов.
Следующий шаг, который часто игнорируется, — оптимальное согласование чувственного восприятия компонентов автомобиля. Когда человек трогает какой-либо материал, он должен чувствовать на ощупь и слышать именно то, что он ожидает от внешнего вида этого материала.
Индивидуальное восприятие является хорошим началом для расширения творческих возможностей. Однако каждый подход должен зарекомендовать себя перед окончательным утверждением. Конечный дизайн продукта должен подходить для всех клиентов.
Мы используем научные тесты и исследования, основанные на отзывах наших покупателей, чтобы убедиться в том, что мы движемся в правильном направлении.
Запахи бензина, масла, пластмассы и металла не входят в рейтинг самых приятных материалов. Запах натуральных материалов нравится мне намного больше, например, запах кожи или натуральной ткани. Но в некоторых случаях я ощущаю, что даже запах бензина является уместным, например, для старомодной модели.
Запах кожи является предпочтительным в Европе и Северной Америке, но клиентам из Японии, Китая и Индии не нравится отделка, которая пахнет кожей. В компании Ford мы нацелены на «чистое» восприятие интерьера без интенсивного аромата. Почти каждая автомобильная компания пытается оптимизировать внешний вид, сенсорное восприятие, звук и запах своих автомобилей.
Однако подход к оптимизации чувств является новшеством для автомобильной отрасли».
Источник: https://lookatme.ru/mag/how-to/inspiration-howitworks/206765-synaesthesia