Советы по наведению порядка в детской комнате

Детская – это, как правило, самая дезорганизованная комната в доме. Однако при разумном и творческом подходе в ней можно создать настолько удобную систему хранения детских вещей, что и вам, и ребенку будет легко поддерживать порядок. В этом материале вы найдёте:

  • Несколько ключевых советов от признанного гуру ведения порядка и автора книги «Магическая уборка» Мари Кондо;
  • Подсказки по выбору мебели и идеи по эффективному использованию доступного пространства;
  • А также подборку 45 фото для вашего вдохновения.

13 подсказок по хранению вещей в детской

Подсказка 1. Избавьтесь от хлама и ненужных вещей

Организовываете ли вы систему хранения с нуля или хотите реорганизовать сложившийся уклад, первое, что вам нужно сделать, — это провести тотальную ревизию детских вещей.

  • Одежда, из которой ребенок давно вырос или просто износил, поломанные и надоевшие игрушки, беспарные носки и прочие вещи, которые лежат без дела более 1 года нужно безжалостно выбросить.

Более того, по мнению Мари Кондо, выбрасывать нужно не только явно бесполезные предметы, но и те, что не вызывают у вас и ребёнка радости. Таким образом, проводя ревизию, разумнее думать не о том, что нужно выбросить, а о том, что хочется сохранить.

  • Разбирая вещи, задавайте себе два вопроса о каждом предмете: «Вызывает ли это радость?», а затем — «Где это будет храниться?»

Хмм… Но ведь у ребенка может «вызывать радость» чуть ли не каждая вещь и игрушка в его комнате, что же делать? Во-первых, обязательно привлеките к ревизии хозяина комнаты, решайте вопросы о необходимости вещей и местах их хранения вместе. Во-вторых, отнеситесь к уборке как к особенному и радостному событию и создайте такой же настрой и у малыша.

В-третьих, объясните ребенку, что его задача — самостоятельно нести ответственность за зоны хранения и держать вещи на своих местах, когда они не используются. Чем раньше вы начнете такое «обучение», тем быстрее у ребенка сформируется привычка поддерживать порядок.

Конечно, правило о возврате вещей на свои места должно быть актуально не только для детей, но и для родителей.

  • Кстати, разбирать вещи эффективнее по категориям, а не по местам. К примеру, если часть детской одежды и обуви хранится в прихожей, то ее нужно принести и сложить в общую кучу для будущей ревизии.

И еще один момент. Уборка пройдет легче, если соблюдать следующую последовательность: одежда – книги – игрушки — бумаги и документы (н-р, тетрадки, листочки с расписанием и пр.) — «разное» (н-р, диски с мультиками, канцелярские принадлежности и пр.

) – сентиментальные вещи (фотографии, школьные награды, детские рисунки, поделки и пр.). Почему вещи, имеющие сентиментальную ценность нужно убирать в последнюю очередь? Мари объясняет это тем, что расставаться с ними сложнее всего.

Действительно, ведь избавляться от детских поделок и акварелей, которые ваш малыш принес из школы так мучительно! И все же, Кондо настаивает, что оставлять нужно только работы, которые сам ребёнок может назвать «особенными». Со всем остальным нужно попрощаться в буквальном смысле.

«Скажите спасибо детскому рисунку за все время, которое он приносил радость семье, и отпустите его», — говорит она. Избранные работы нужно либо повесить на стену, либо аккуратно сложить.

Подсказка 3. Вещи одной категории храните в одном месте

Так, не стоит хранить часть одежды (кроме, пожалуй, верхней) в прихожей или ванной, а некоторые детские книги и игрушки – в гостиной. Чтобы поиск нужных вещей был удобным, а квартира была всегда в порядке, определите для каждой категории и подкатегории свое место и не давайте им «мигрировать» по другим комнатам и зонам.

  • В шкафу для хранения детской одежды очень удобно использовать разделители, которые помогают держать вещи разных подкатегорий отдельно друг от друга. Так, например, белые рубашки можно отделить от клетчатых, а все олимпийки от свитеров. В комоде, на полках и ящиках для разделения вещей лучше использовать коробки (специальные или просто обувные).

Подсказка 4. Храните игрушки, мелкие предметы и редко используемые вещи в маркированных коробках/контейнерах

Имейте в виду, что ребенок будет охотнее поддерживать порядок , если подпишет коробки самостоятельно.

  • Для детей младшего возраста коробки можно пометить яркими картинками или фотографиями.

Подсказка 5. Храните вещи вертикально, а не стопками

Вы когда-нибудь задумывались, почему тщательно прибранное содержимое шкафов и стеллажей так быстро превращается в хаос? Как же навести порядок в детской комнате раз и навсегда? Мари Кондо видит решение проблемы в вертикальном хранении вещей. Причем это касается не только одежды, но и книг, школьных принадлежностей, спортивного снаряжения, расчесок и всего остального.

  • Кстати, складывание вещей, в отличие от развешивания на плечики, значительно экономит пространство.

Чтобы хранить одежду стоя, ее нужно складывать в рулетик или небольшой прямоугольник. Делается это очень просто и быстро. Сначала освойте технику сами (см. видео ниже), а затем научите ребёнка.

И еще пара идей:

  • Сложенные рулеты и прямоугольники удобно раскладывать по коробкам, и, конечно же, по категориям. Причем не нужно покупать специальные коробки, подойдут обыкновенные боксы из под обуви.
  • Для вертикального хранения одежды и книг лучше приобрести неглубокие шкафы и стеллажи – глубиной 28-38 см вместо стандартных 60 см.

Подсказка 6. Помните, что чем нужнее и тяжелее вещь, тем легче к ней должен быть доступ, и чем менее вещь востребована или хрупче, тем дальше/выше ее можно положить

К примеру, школьные грамоты в рамках, разумнее поставить на самые верхние полки, а вот игрушки можно хранить в выдвижных ящиках под кроватью. Обустраивая рабочую зону, сложите все тетради и учебники в первый ящик в тумбочке или на ближайшую полку.

Подсказка 7. Обустраивая зоны хранения, смотрите на них с точки зрения ребенка

Ведь, что кажется удобным взрослому, для ребенка будет или слишком высоко, или слишком глубоко, или слишком… скучно.

  • Мебель для хранения лучше использовать специально разработанную для детей – невысокую, неглубокую, безопасную и симпатичную на вид.
  • Штанги и полки в шкафу следует опустить пониже.
  • Если сама мебель может иметь нейтральный и не слишком детский вид, то плечики, корзинки, коробки, крючки и органайзеры лучше использовать яркие и привлекающие внимание.
  • Дополните высокую мебель табуретом-лестницей (на фото ниже), чтобы ребенок мог самостоятельно дотянуться до самого верха.

Подсказка 8. Задействуйте стены и нестандартные места, если комната маленькая

Организовать хранение вещей в маленькой детской комнате несколько сложнее, чем в просторной. Если после проведённой ревизии и уборки по методу Мари Кондо мест для хранения все равно не осталось, повесьте на стены пару-тройку полочек или шкафчиков. Вот несколько идей запасных местечек, которые стоит взять на заметку:

Стена за дверью — отличное место для библиотеки, состоящей из узких полочек для картин, книги на которых разложены как на витрине

Маленькие игрушки можно хранить в настенном шкафчике-домике.

Подсказка 9. Подберите кровать, скамейку и/или табурет с местами для хранения

Место под кроватью, скамейкой или табуретом не должно пропадать зря, тем более, что ребенку очень удобно хранить игрушки под ними. В следующей подборке фото интерьеров представлены модели кроватей от российских производителей, имеющие по 2-3 встроенных ящика.

В Икеа можно найти несколько моделей односпальных кроватей с ящиками. Это Флакса, Бримнэс и Хемнэс и Мальм.

Кушетка Бримнэс, Икеа

Кушетка Хэмнес, Икеа

Если в комнате уже имеется кровать без встроенных ящиков, то вы можете купить специальный дополнительный модуль на колесиках или просто контейнер с крышкой. Икеа предлагает универсальные Ящики Вардо (на фото) и контейнер Гимсе.

  • Модули для хранения вещей под кроватью легко сделать своими руками. Для этого нужно только подобрать ящики подходящего размера и прикрутить к ним колесики.
  1. Кстати, детская кровать может иметь места для хранения не только под каркасом, но и в изголовье.

Кроме кровати дополнительную функцию хранения вещей может выполнять скамейка, табурет или пуфик. Под ними очень удобно хранить игрушки.

Комбинация скамеек Стува, предназначенная для хранения детских игрушек

Гид по выбору детской кровати Икеа.

Подсказка 10. Если детская комната невелика, замените тумбочку кармашком, а настольную лампу – бра

В маленькой комнате на счету каждый сантиметр, а потому для хранения мелочей вместо прикроватной тумбочки лучше использовать органайзер с несколькими кармашками, который крепится на бортики или изголовье кровати. В него ребенок сможет сложить книжку, планшет, салфетки и бутылочку воды. Настольную лампу или ночник с успехом заменит бра или светильник на прищепке, который можно так же установить на бортик или изголовье.

Кармашек для бортика кровати от Икеа

Подсказка 11. Используйте шторку, чтобы скрыть перегруженную зону хранения

Если вы чувствуете, что перегруженный вещами стеллаж или шкаф портит интерьер, или там слишком часто образовывается беспорядок, то просто завесьте эту зону хранения шторкой. Конечно, она должна сочетаться со стенами или остальным текстилем в комнате.

Подсказка 12. Поставьте корзину для сбора грязного белья

  • Упростите себе задачу сбора грязного белья и поставьте в зоне гардероба симпатичную корзину или несколько корзин для цветного, белого и черного белья.
  • Для экономии места вместо корзины можно повесить мешок на дверь, как показано на этом фото.

Подсказка 13. Не забывайте использовать крючки

  1. На крючок можно повесить школьный ранец или спортивную сумку, корзинку с игрушками, бусы или другие вещи, к которым нужен быстрый доступ.

Источник: https://mychildroom.ru/mebel/cupboard/hranenie-i-poryadok-v-detskoj-komnate.html

Все запущено: Как навести порядок в квартире и начать новую жизнь

Нажмите «Вставить», чтобы добавить статью на ваш сайт или блог. Беспорядки бывают разные: например, в квартире просто давно не убирались, не пылесосили и не вытирали пыль, кое-где валяются вещи, в гостиной стоит забытая чашка кофе. Восстановить чистоту в этом случае не сложно — пара часов и все будет в лучшем виде. Совсем другое дело — хронический беспорядок.

Вот это уже серьезный диагноз. В таком доме сразу и не уберешься, даже пол как следует не помыть — на каждом шагу что-то лежит, подоконники заставлены «под завязку». Во всей квартире не найти ни одной свободной поверхности, все вещами закидано, а сверху еще и пылью запорошено.

Читайте также:  Правильное питание: меню на каждый день, советы по составлению рациона

Хозяева таких непроходимых «джунглей» стесняются приглашать гостей, да и сами при случае не прочь сбежать из дома. Со стороны может показаться, что на дом вообще махнули рукой. На самом деле хозяева его удручены, но не находят сил и времени, чтобы преодолеть разруху. А проблема только прогрессирует.

Если хронический беспорядок — это про ваш дом, не отчаивайтесь! Каковы бы ни были масштабы бедствия, человеческий разум способен победить хаос — по крайней мере, в рамках отдельно взятой квартиры.

Задачка для умаНекоторые люди относятся к домашним разборкам свысока, считая их занятием, не требующим интеллектуальных и творческих усилий. Они сильно заблуждаются.Чтобы навести в квартире порядок, придется, прежде всего, пораскинуть мозгами. Построить действительно логичную и удобную систему в небольшом пространстве — настоящая головоломка.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…

Как начать уборку, если лень? В чем, собственно, проблема? Подойдите к делу со всей серьезностью, как к новому рабочему проекту. Для начала составьте подробный список всего, что вам в доме не нравится. Мысленно разбейте каждую комнату на зоны и поймите, какие проблемы есть в каждой из них. Бардак на кухне — слишком общий тезис, укажите, что конкретно вас беспокоит. Например, гора счетов, квитанций и всяких непонятных бумажек на столе вперемешку с любимой газетой и печеньем.

Постарайтесь понять, почему бардак образуется в этом месте. Скорее всего, счета застревают здесь потому, что в квартире нет специального «информационного» центра, где можно было бы хранить квитанции и вести хозяйственную документацию.

Заводите будильникРешите, сколько времени вы можете уделять разборке квартиры безболезненно для дел и настроения, составьте график и старайтесь его придерживаться.

Даже 2-3 часа в неделю — уже хорошо. Можно многое успеть. Главное не увязнуть в разборках на все выходные и закончить, как только время истечет. Любая переработка на домашнем фронте — и наш план может быть сорван.

НачалоВ первую очередь займитесь крупными завалами, которые лежат на поверхности. Разберите зоны вечного беспорядка. Именно они огорчают нас больше всего, поскольку всегда на виду: заваленный стол, комод или кресло, где скапливается одежда — такие есть почти в каждом доме.

Если же начать разборку со шкафов и все из них вытряхнуть, визуальный беспорядок будет только расти. Вы потратите время, устанете, и не увидите никакого результата.

Какой тип вещей?Вещи, из которых состоит завал, переберите и рассортируйте по типам или категориям, попутно выбрасывая хотя бы то, что можно отправить в мусорный бак, не задумываясь.

В отдельную категорию выделите хорошие вещи, которые вам больше не нужны, чтобы на досуге придумать, как от них выгоднее избавиться: просто выбросить, подарить или, скажем, продать.

Чтобы лишний раз не вставатьКакую бы часть квартиры вы не взялись разбирать, все необходимое должно быть под рукой: мусорные мешки, пакеты, коробки или папки для сортировки бумаги, а еще тряпочка, веник с совком или пылесос, чтобы, пользуясь редким случаем, сразу навести чистоту на освободившемся участке.

А не то как пойдете в ванную за тряпочкой, да по пути решите почту проверить, а там фейсбук, друзья — в общем, все пропало.

Почему образуются завалы?Существуют три основные объективные причины хронического бардака. Лень как причина субъективная в этот перечень не вошла, хотя, могла бы, конечно, быть в тройке лидеров. Первая причина — у некоторых типов вещей нет своего места. Вторая — вещей больше, чем мест хранения. Третья — места эти неудобны: расположены не в том месте, плохо открываются и т.д.

Выявить и преодолеть эти причины — вот наша главная задача.

Ищем местоДля каждого типа вещей, будь то бусы или неоплаченные квитанции, нужно найти одно единственное постоянное место. У каждой полки или ячейки в идеале тоже должна быть своя уникальная функция. Если типов вещей больше, чем полок, на помощь придут разделители, контейнеры или коробки. Продумайте, какие именно приспособления для хранения и в каком количестве вам нужны, и только потом отправляйтесь в магазин.

Не стоит покупать контейнеры и корзины просто так, по случаю — есть шанс, что они пополнят список ненужных приобретений.

Кто-то решит, что это «слишком», но места для хранения, от корзин до полок и ячеек, очень полезно подписывать или наглядно маркировать, чтобы любому члену семьи было легко поддерживать систему.

И даже если хозяйственный кризис вновь нагрянет, восстановить порядок дел будет гораздо проще.

Система есть, но не работаетМесто хранения должно быть там, где вещь чаще всего используется. Так, чтобы у кровати не скапливалась гора журналов и книг, поставьте рядом пару полок или освободите для этого ящик в тумбочке, потому что регулярно носить книги в другую комнату, где стоит стеллаж, вы все равно не будете. Кроме того, лучше держать чистые полотенца в ванной, а не в шкафу на другом краю квартиры.

Таких несуразностей в каждом хозяйстве множество. Подумайте, над тем, чтобы их преодолеть.

Ежедневный вкладПосле того, как вы создадите систему, выработайте привычку ее ежедневно поддерживать: 10-15 минут каждый день должно хватить, чтобы разложить все по местам. Говорят, для того, чтобы любое действие вошло в привычку, нужно продержаться 21 день, — потом все пойдет как по маслу.

Проводите ревизии

К сожалению, завести порядок один раз на всю жизнь невозможно. Меняются сезоны, занятия и образ жизни, растут дети, и систему приходится менять. Для этого и существуют генеральные уборки раз в сезон.

Пусть это вас не смущает. Если вам удалось наладить хозяйство однажды, удачный опыт будет вдохновлять вас на будущие свершения.

И, чтобы не забыть о своем успехе, сделайте фотографии «до» и «после» реорганизации.

 «Мне нравится» – 8     7 января, 2019 в 21:05

Источник: https://www.houzz.ru/statyi/vse-zapushcheno-kak-navesti-poryadok-v-kvartire-i-nachaty-novuyu-zhizny-stsetivw-vs~45922134

Как научить ребенка убирать за собой игрушки и наводить порядок

17 Декабря 2018

Сегодня поговорим с психологом Еленой Садовниченко, о том, как приучить ребенка к порядку и чистоте в комнате и научить убирать за собой игрушки. Опыт и маленькие хитрости для родителей.  

«Порой мама удивляется, как быстро ребенок приучается к порядку и чистоте в садике или в школе и как сложно его приучить к этому дома. Эта разница в поведении, как правило, открывается маме внезапно. Оказывается, ребенок может быть опрятным и соблюдать порядок! Почему же дома мама никак не может добиться такого же результата?

Или, например, есть дети, которые, кажется, родились с порядком в голове. Они, еще не умея ходить, ползая по коридору, обязательно отгибают угол коврика обратно, если он завернулся.

Или им не нравится, как одет слюнявчик, как лежит салфетка, как что- то упало и лежит на полу. Они указывают маме на это. Таких детей намного легче приучить к чистоте и порядку, потому что само устройство их психики требует упорядочивания пространства.

Но что делать с теми детьми, которых вполне устраивает мусор, бардак в вещах и беспорядок в игрушках?»

Что мешает ребенку приучиться к чистоте и порядку?

Посмотрим на основные помехи в приучении ребенка к желанному порядку.

1.     Контекст возраста и зрелости

Маме нужно задать себе вопрос: насколько мой ребенок готов убирать за собой и следить за своей чистотой?

Очевидно, что младенец никак не может за собой ухаживать.

Ребенок в 1 год может подставлять личико, чтобы мама вытерла его салфеткой. И убирает игрушки, следуя указаниям мамы.

К 2,5 годам у ребенка вырабатывается внутреннее желание быть опрятным. И это касается в первую очередь дел с горшком. Но и следить за своими грязными от краски или пластилина ручками ребенок уже тоже может. Убирать свои игрушки ребенок, как правило, не хочет, но в игре с мамой включается азарт, и ребенок справляется с задачей.

К 3,5- 4 годам ребенок может уже сам собирать игрушки, желая быть хорошим маминым ребенком, чтобы мама продолжала хвалить и любить.

С 6-7 лет ребенок способен думать о порядке, который от него требуется. И, наконец, следить за своей чистотой.

Самая главная мысль в контексте зрелости состоит в том, что ДО этого времени мы были ориентиром, гидом для ребенка по порядку и чистоте. Мы говорили, ребенок делал. Мы показывали как, а ребенок выполнял. А сейчас наступает время, когда он сам напоминает себе внутренним голосом: «Надо бы мне убрать. Надо бы мне помыть руки. Хорошо бы навести порядок у себя на столе».

С этих пор мама чаще замечает, что и без подсказки ребенок убрал за собой.

Помеха же состоит в том, что мама не учитывает контекста зрелости и может требовать от ребенка невозможного по возрасту самоконтроля, доводя его до слез. Получается, что мама раздражена тем, что у нее не выходит приучить ребенка к порядку, а ребенок не понимает, чего от него хотят.

Учитывайте, что до тех пор, пока кора головного мозга ребенка не созрела до способности к самоконтролю (к 5- 7 годам жизни), ребенок не может следить за своим порядком и чистотой осознанно. Придется напоминать снова и снова.

Не злитесь за грязь и бардак у детей до 6 — 7 лет. Они еще в силу возраста не способны следить за чистотой так, как это могут делать взрослые. Однако, если ребенок и в 10 лет не может сам следить за порядком, то это проблема либо со зрелостью и надо разбираться, что мешает. Либо проблема организации функции ребенка по соблюдению чистоты и порядка.

Так бывает, когда мама хотела бы оградить ребенка не просто от труда, но, порой, и от жизни. Мама руководствуется правилом: «Убирать будет, когда вырастет». Помеха может быть в том, что ребенок вырастает без какой- либо потребности содержать вокруг себя чистоту. С таким человеком находиться рядом, иметь дело, работать и жить мягко говоря- сложно.

Читайте также:  Прикорм в 4 месяца: правила введения в рацион малыша новой пищи

Естественную потребность человека держать пространство вокруг себя в порядке отразили слова Маленького Принца: «Есть такое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету…Это очень скучная работа, но совсем не трудная».

3.     Мама переделывает уборку на глазах у ребенка

Другая крайность — когда ребенок навел порядок и чистоту, а мама начинает переделывать все на свой манер у него на глазах. Что делает мама? Обесценивает труд ребенка. Дает ему послание: «Своими стараниями ты добавил маме проблем».

Так мама не дает ребенку возможность справиться с задачей так, как он это видит. Не верит в способность ребенка сделать что-то по-иному, чем мама привыкла.

Это может привести к тому, что ребенок вообще откажется убирать из-за невозможности и нежелания добиться идеальной уборки.

4.     Мама ругает ребенка за сделанную уборку еще больше, чем за не сделанную

Прямое послание: «Руки растут из одного места». И здесь могут быть 2 типа последующей реакции. Во- первых, ребенок перестанет убирать, помня об уязвимых чувствах от прошлой уборки. Во- вторых, наоборот, ребенок будет усердно убирать, чтобы доказать маме свою способность справляться. Иногда такое усердие доводится до навязчивой идеи о чистоте любыми способами.

Особенности приучения к порядку

Так почему в садике, в школе, у бабушки в гостях, в лагере ребенок быстрее подчиняется правилу порядка и чистоты, а дома нет?

Есть 2 варианта объяснить это:

  • В саду, школе, лагере действует общее правило для всех. И дети подчиняются ему, потому что давление на тех, кто игнорирует всегда интенсивнее, чем дома. Давят взрослые и общность детей. Как это так, все убирают, а ты нет? А ну давай! Как это так, все делают общее дело, а ты как изгой? А ну скорей! Ребенок подчиняется правилу принадлежности к группе и это ощущение, что ты тоже как все, помогает добиваться от детей нужных действий.
  • У бабушки в гостях ребенок подчиняется правилам живее, чем дома, потому что бабушка может быть строже мамы. Давать четче указания, быть в твердой позиции взрослого, держать границы, не давать ребенку выбора. Словом, справляться с ребенком с высоты прожитого опыта. И ребенок следует правилам беспрекословно.

Способы приучить ребенка к чистоте и порядку

  1. Поставить ребенку задачу по возрасту. Посмотреть, что ребенок может делать уже сейчас. Постепенно добавлять к освоенной функции убирать и поддерживать частоту новые дополнительные моменты.

    Кроме того, решите для себя, когда уборка и поддержание чистоты станет обязанностью для вашего ребенка? Не просто желание «хочу- не хочу», а обязанностью, которую нужно выполнять вне зависимости от желания.

    • До 2-х лет все делать вместе с ребенком, проговаривая, что именно вы делаете и для чего.
    • В 2-3 года поручать полить цветы, выбросить что-то, собрать.
    • В 3-4 года заправить кровать, вытереть грязь по- нормальному, помыть чашку, собрать игрушки самому.
    • В 4-5 лет собирать свои вещи, раскладывать их, полоскать что-то, выносить мусор.
    • С 5 лет ребенок может делать многие вещи, главное — научите хорошо.
  2. Всегда договариваться с подросшим ребенком, за какое время он сделает то, о чем вы просите? Пусть сам решит. «Ну сейчас!», «Как- нибудь потом», «Завтра»- понятия неопределенные. Просите конкретно назвать, сколько понадобиться время? Например. За сегодняшний вечер справишься? Завтра с утра сможешь?
  3. Заранее выясняйте, что именно будет делать ваш ребенок, а если детей несколько -кто и за что будет отвечать? Так вы минимизируете скандалы, обвинения, обиды детей и свое участие в этом деле. А так же добьетесь, что уборка точно будет сделана. И приучите детей отвечать за свою часть плана.
  4. Родители платят.
  5. Посмотрите на этот пункт и подумайте, чем вы готовы заплатить или поощрить ребенка за то, что он старается поддерживать порядок и чистоту в доме. Особенно это касается момента, что ребенок делает часть взрослых дел. Например, 10-летняя девочка убирает всю 3-х комнатную квартиру сама. Если желание таким образом сказать ребенку «спасибо» вам близко, то чем вы готовы платить? Деньгами? Вниманием? Подарками? Приятными мелочами? Возможностями? Кому- то из детей будет достаточно шоколадки, кому-то нет.

    А кто-то из родителей скажет, что деньги за уборку делают из ребенка не участника общего дела, а работника в семье. Какое понимание ближе вам?

  6. Команда. Родители должны показать ребенку собственный пример, как надо поддерживать чистоту, как лучше и быстрее убрать комнату. Ребенок как бы становится частью команды. Разговаривать с ребенком на темы: куда мы идем и к чему стремимся, убирая свое пространство.
  7. Очень важно в семье, как распределены обязанности между родителями. Потому что если мама дома делает много, а папа- мало, ребенок всегда возьмет себе меньшую позицию. Будет делать, как папа. И если его чрезмерно (по его мнению) напрягать, он будет сопротивляться и не понимать, почему он должен делать так много, если папа не делает почти ничего. На ребенка будет давить внутренне чувство несправедливости и он будет спорить с вами.
  8. Напоминать! Эта работа, которую предстоит делать каждый раз. Есть дети, которым нужно напомнить 10 раз. А есть дети, которым нужно сказать 1000 раз. И никто не знает заранее, сколько придется потратить слов и времени. Даже если ребенок внутри себя уже знает, что ему нужно убрать, напоминать иногда нужно.
  9. Не ругайте ребенка за беспорядок. Вместо этого описывайте то, что видите.
    1. «Я вижу- валяется твоя обувь посреди коридора»,
    2. «Я вижу после рисования стол весь в грязи»,
    3. «Твои игрушки лежат на полу».

    Есть такой феномен у наших детей, как внутренний слух, который никогда их не подводит. Когда мы просто описываем то, что видим, ребенок в этом способен уловить правильный посыл. Но помните- на это способны дети после 5 лет. В этом возрасте у них уже есть способность понимать контекст в вашей речи.

  10. Еще один способ. Не критикуйте за беспорядок, а выражайте пожелания. Вместо: «Что за бардак ты тут устроил? Что за грязь развел?» скажите «Я хотела бы видеть здесь порядок. Я хочу посмотреть на сияющую чистоту».
  11. Говорите ребенку, что убирать место, где ты живешь — это необходимость. И это та цена, которую он платит, чтобы быть причастным к обществу нормальных людей.

Автор статьи, Елена Садовниченко, психолог, мама двоих детей.

Источник: https://womensec.ru/articles/kids/education/kak-priuchit-rebenka-k-poryadku-i-chistote.html

По коробкам: 7 работающих (и нет) приемов по наведению порядка в детской

Разбираемся с психологом, как приучить ребенка убирать игрушки

Беспорядок в детской комнате — одна из вечных тем родительских форумов. Каждая семья находит свой способ научить ребенка убирать свои вещи на места. Редакция The Village собрала лайфхаки родителей, которым удалось добиться порядка в доме, и попросила детского психолога Александра Покрышкина прокомментировать разные методы.

Нет порядка — нет нормальной игры. У ребенка есть стеллаж, в котором размещается минимум игрушек: только те, которыми ребенок сейчас играет — и то количество, которое он может убрать сам. Остальные хранятся в кладовке, в ящиках на балконе или другом недоступном ребенку месте. Периодически родители меняют часть игрушек из кладовки с игрушками на стеллаже.

Идея, что количество игрушек должно быть ограничено, мне кажется здравой. К тому же это правило подойдет детям разных возрастов.

Чем младше ребенок, тем сложнее ему сконцентрироваться и найти что-то интересное в большом количестве игрушек.

Когда вокруг много всего навалено, дети теряются: им сложно придумать какую-то одну игру и начать играть. Они занимаются тем, что постоянно перебирают предметы, которые их окружают.

Главный плюс такого подхода — ребенку легко учиться складывать все игрушки на места. В комнате есть определенное место для игрушек — ящики или стеллаж, ребенок четко знает, как все организовано.

Однако в какой-то момент нужно начать договариваться с ребенком. Игрушки малыша легко убрать по своему усмотрению, но ребенок трех-пяти лет уже помнит, что у него есть роботы, машинки, и не хочет их отдавать. Это его игрушки.

Важно продумать, как обсудить это с ребенком и договориться.

Да, до определенного возраста.

Единственный реальный способ поддерживать порядок — собственный пример. Бессмысленно приучать ребенка к порядку, если мамины вещи валяются по всему дому. Маленькие дети только смотрят, накапливают зрительный опыт. Пройдет немало времени, пока ребенок начнет подражать, подключится к процессу и станет помогать, но этот день наступит, если все делать грамотно и ненавязчиво.

Чистоплотности учатся до трех лет. Как только ребенок научился ходить, нужно учить его убирать за собой. Сначала вместе с мамой, потом самостоятельно складывать вещи, относить все на свои места. После игры нужно сразу все убрать, по ходу дела дружелюбно объяснив, почему. Прежде чем достать новую игру, надо всегда убирать на место предыдущую.

Соглашусь, что это важно. Если родители хотят, чтобы ребенок поддерживал порядок в своей комнате, и для них это важный момент, то, конечно, не стоит ждать, что это вырастет само. Это правило, которому ребенок учится, привычка, которую мы должны помогать ему осваивать.

Другое дело, что ребенок до трех лет не всегда может полноценно выполнить задачу и отнести все игрушки на свои места. Это нужно иметь в виду, потому что здесь легко перейти грань между вовлечением ребенка в уборку и строгостью — идеей того, что это обязанность ребенка. Это не так.

Родитель должен учитывать возраст маленького ребенка и понимать, может ли он справиться с этой задачей. Я уверен, что если ребенок младше трех лет высыпал на пол кучу игрушек, ему очень сложно навести порядок: он устанет раньше, чем кончатся разбросанные игрушки.

Поэтому, конечно, детям в этом нужна помощь.

Мама закрывает глаза и считает до 20; за это время ребенок должен навести в комнате идеальный порядок. Мама с закрытыми глазами заходит в детскую, открывает глаза и искренне восхищается: «Какой порядок! Какой у меня взрослый ребенок! Все может делать сам!» В результате ребенок очень горд собой.

Это здорово работает для того, чтобы познакомить детей с уборкой, заинтересовать или дополнительно мотивировать. Важно заметить, насколько это приятно вашему ребенку. Кто-то будет играть так каждый день — это действительно хорошая игра, которая вовлекает удивляться: куда же делись все игрушки, как так?

Мне кажется, что для многих ребят это может быть гораздо более приятным и легким способом начать убирать за собой игрушки, чем строгий педагогический голос «воспитателя» в плохом смысле: «Ну-ка быстро все собрал!» Но каждый раз это вряд ли будет срабатывать. Уборка проходит каждый день — ну сколько можно удивляться? В какой-то момент это может всем надоесть, и тогда здорово, чтобы у вас были еще правила и способы вовлечь ребенка.

У ребенка свое понимание о ценных и дорогих вещах: это могут быть коробки, проволока, старые батарейки, лампочки, разобранные часы и радио.

За день до уборки в детской нужно предупредить ребенка, что лучше самому убрать все «важное», иначе мама выбросит лишнее на свое усмотрение. В день уборки — жестко отправляем в мусорное ведро все, что не убрано.

Угрозу нужно обязательно выполнять. Если ребенок поймет, что маме жалко вещи, вариант «соберу и выброшу» перестанет работать.

Это привычный и многим знакомый с детства метод, который действительно может давать результаты в короткую перспективу. Действуя тактически, мы можем пригрозить ребенку выбросить все игрушки: ребенок нам верит, и для него это всерьез.

Исполнение угрозы многих пугает, и дети действительно начинают убирать игрушки. Но цена вопроса здесь — стресс ребенка. В этот момент ребенок сталкивается с непредсказуемостью собственных родителей.

Даже если мама или папа стремятся действовать последовательно, все равно каждый день люди игрушки не выбрасывают. И очень сложно придумать четкий критерий, в каком именно случае эти игрушки отправляются в мусорное ведро.

Ребенку непонятно, выбросят игрушки или нет, степень неопределенности возрастает. В итоге дети переживают эмоциональное напряжение, которое никак нельзя назвать полезным.

Несмотря на то что мы привыкли к этому методу и он действительно как бы работает, это большие риски. Это вредный метод, который я как психолог не могу рекомендовать: есть риск, что для ребенка это будет иметь более серьезные последствия.

Нет, и стратегия крайне опасная для детской психики.

Все, что ребенку непонятно или что он пытается всем своим естеством отрицать, необходимо объяснять в игровой форме. В ответ на просьбы убрать игрушки и навести порядок ребенок делал вид, что не слышит.

Можно рассказывать сказки, как важно, чтобы вещи имели свое место и были в порядке: если в комнате беспорядок, все игрушки убегают.

Или читать вместе с ребенком книжки — например, про гнома Чистюлю, который забирает неубранные игрушки и уносит на Луну, откуда их очень трудно вызволить.

Часто детям не хватает своего собственного абстрактного мышления, чтобы понять, как беспорядок мешает другим людям и в чем плюсы того, что игрушки стоят на своих местах.

В этих ситуациях хорошо, если вы будете использовать язык, максимально близкий ребенку по возрасту — подбирать простые слова и объяснять еще проще: «мне неудобно», «так мне мешает» вместо более абстрактных формулировок типа «вещи разбрасывают грязнули».

Рассказывать сказки и читать книжки, посвященные этому, — замечательно. Это способ сэкономить время и нервы: не ругаться по поводу порядка, а сделать так, чтобы всем было удобно.

Детская комната — это место для креативного бардака. Там всегда что-то построено, навалено и расставлено для игры. Для дошкольников игрушки — их мир и уют.

Зачем его рушить каждый день из-за пресловутого «приучения к порядку»? Это примерно то же самое, что заставлять взрослого каждый вечер все горшки с цветами убирать в один угол, всю мебель — в другой, картины — в третий. А с утра — разрешать распределять все обратно.

В гостиной и даже комнате родителей игрушки лежат и никому не мешают. Почему к ним надо относиться как к разбросанному мусору или грязным носкам?

Мнение психолога: Разрешать ли ребенку жить в творческом беспорядке, зависит от того, будет ли комфортно так жить родителям. Опять же, это может быть небезопасно для самого ребенка и для других членов семьи: на игрушки, лежащие на полу, можно наступить — и получить травму или просто сломать их.

Семья должна найти ответ на вопрос, как жизнь в творческом беспорядке будет организована: если игрушка долго лежит на полу, в доме копится пыль, то все-таки в какой момент игрушку надо убрать? Если ответ есть, творческий беспорядок, конечно, возможен. Но если мы его разрешаем, а потом чувствуем, что нам так некомфортно, это повод искать другие правила.

Порядок в игрушках — порядок в голове и, соответственно, порядок по жизни. Хаос в игрушках наносит только вред, рассеивает внимание. В магазинах великий выбор продуманных систем хранения и сортировки вещей на любой вкус и кошелек. Мешки, контейнеры, стаканы и карманы можно разместить компактно и продуманно даже в маленькой квартире.

Это здравый современный подход. Часто детям сложно собирать игрушки, потому что система хранения не продумана. Ребенку должно быть удобно. Детям младшего возраста можно предложить более простой вариант: несколько контейнеров, куда можно сложить игрушки просто в беспорядке. Если ребенок уже легко справляется с уборкой игрушек в целом, можно перейти к более точной сортировке.

Можно сделать подсказки для ребенка на ящиках — рисунки или наклейки, чтобы было понятно, что куда класть. Это помогает детям сориентироваться и облегчает поиски. Продуманная сортировка — это полезное решение и для тех родителей, у кого беспорядок вызывает дискомфорт.

Обложка: JenkoAtaman — stock.adobe.com

Источник: https://www.the-village.ru/village/children/children-guide/332235-poryadok-deti

5 советов, как поддерживать порядок в детской комнате

Самая заселенная мелочами и склонная к беспорядку комната — это, конечно, детская. Надеемся, несколько наших идей помогут сделать так, чтоб наведение чистоты в ней было в радость и вам, и вашим детям.

Организация порядка в детской комнате: соблюдайте правила безопасности!

Хранение в детской  обусловлено не только функциональностью, но и безопасностью ребенка. Чтобы не было форс-мажоров с градом книг и вещей, не вешайте никаких полок, рискующих упасть или выронить содержимое, тем более над детской кроватью.

Не стоит вешать и расставлять здесь фото в рамках под стеклом. Самые тяжелые вещи должны просто стоять на полу. Двери лучше тоже выбирать наименее тяжелые и те, которые с наименьшей вероятностью могут ударить ребенка или придавить ему палец.

Например, перегородки-гармошки.

Оставляйте все необходимое под рукой

Основная зона детских игр — это, как известно, пол. Игрушки должны быть в зоне доступа ребенка. Добротный сундук, ящик для Лего и домик для барби, на ночь превращающийся в общежитие для кукол, пусть стоят снизу, чтобы ваш малыш мог до них добраться, а после игр легко сложить все обратно.

 Все необходимое должно быть под рукой и у родителей, и у малыша. Для тех вещей, за которыми вы обращаетесь по нескольку раз в день сделайте веселые кармашки и коробочки, которые будут на виду.

Коробочки можно подписать названиями предметов, которые в них хранятся, или буквами алфавита, так ребенок будет не только наводить порядок с большей заинтересованностью, но и заодно готовиться к школе.

По теме: Идём в школу: 15 идей обустройства рабочей зоны в детской

А также оставляйте все необходимое на виду

Ребенок, может, человек и маленький, зато с самого детства богатый на одежду и игрушки. Чтобы сократить время на поиски вещей, нужно быстро ориентироваться, что где лежит. Используйте прозрачные контейнеры для тех игрушек, в которые малыш играет каждый день.

Ему будет приятно видеть, где игрушки «отдыхают» (и что они – рядом, в безопасности), а вам не придётся «перерывать» в поисках нужной туфельки весь гардероб. На видные места можно положить игрушки, к которым вы хотите привлечь внимание ребёнка и для игры с которыми не требуется ваш присмотр.

 Если ваш ребенок еще маленький, но уже собирает вместе с вами конструкторы и пазлы, такие игровые наборы лучше хранить в комнате взрослых, чтобы они не способствовали беспорядку в детской и не соблазняли малыша глотать их.

Избегайте мебели, которую ребенок захочет использовать как спортивный снаряд

Откажитесь от высоких стеллажей. Дети любят лазить по мебели — мы все это помним из собственного детства, когда, невзирая на запреты, любой ценой пытались дотянуться до вещей на верхних полках.

Мебель следует выбирать невысокую. А если нужно уместить очень многое и без стеллажа не обойтись, то убедитесь, что его полки прочные, а сам он надежно стоит на своем месте, и лучше — привинчен к стене.

Порядок в детской: превратите его в игру

Приучать к порядку нужно с детства — это знают все родители. Другой вопрос — как это сделать без бунта и сопротивления со стороны любимого чада? Способ с превращением уборки в игру ещё никогда не подводил. «Кто быстрее соберет все вещи?», «А ты сможешь разложить их по нужным коробкам?», «Кто уберется чище, тот победил и получает суперприз». 

Раскладывание игрушек по интересным или подписанным системам хранения тоже способствует восприятию уборки как развлечения, а обузы. Например, в тех самых коробочках, если поделить их на секции и полочки, куклы могут не просто складироваться, а спать в своих кроватках — уборка станет для девочки игрой в дочки-матери.

Роботы-трансформеры, бетмены и люди-пауки, любимые мальчиками, обычно занимают много место из-за длинных рук и ног — всех этих супергероев можно распределять, например, по висящей нас стене футбольной сетке. Так они будут украшать интерьер мальчишеской комнаты, а их хозяину будет легко и интересно их туда крепить.

 

Контейнеры для игрушек лучше покупать функциональные: например, машинки, на которых ребенок сможет кататься, или зверушки, которых можно оседлать. Наводите порядок с ребенком играя, и, возможно, скоро не вы будете просить его прибраться в детской, а он вас — разрешить ему это сделать. И, главное, не забывайте хвалить своего маленького чистюлю.

Это интересно:

Источник: https://kvartblog.ru/blog/5-sovetov-kak-podderzhivat-porjadok-v-detskoj-komnate/

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]