Выбрать профессию не так просто, как кажется. Для того чтобы граждане могли упростить себе поиск подходящей работы, была создана специальная классификация. Она была изобретена профессором-психологом, Евгением Александровичем Климовым. Согласно данной классификации, весь труд делится на 5 видов.
Например, есть вариант «человек-природа». Называется он так потому, что работник будет взаимодействовать с природой при выполнении своих должностных обязанностей. Аналогичным образом имеют место профессии «человек-человек». Именно им придется уделить отдельное внимание.
Что это за труд такой? Какие особенности он имеет? Обо всем этом будет рассказано далее.
Кратко о главном
Как уже было сказано, изучаемая классификация профессий позволяет определить предмет труда, с которым будет взаимодействовать работник. Если речь идет о варианте «человек-человек», то, как не трудно догадаться, придется постоянно контактировать с другими людьми.
Подобные профессии, как правило, связаны или с обучением, или с управлением компаниями/проектами, или с работой в торговых и медицинских коллективах.
Если точнее, то все профессии «человек-человек» подразумевают постоянное общение людей друг с другом. Постоянная коммуникация — вот то, что является основой труда в изучаемой сфере.
У работника изначально должен быть определенный «багаж» навыков и умений, чтобы добиться определенных успехов.
Отсюда следует, что деятельность человека профессии «человек-человек» — это работа, которая подойдет далеко не всем. К примеру, мизантропам или социопатам вряд ли подойдет подобного рода труд. А вот люди, которые любят общаться, с радостью согласятся на профессии в изучаемой области.
Об особенностях
Дело все в том, что конкретные типы работ, относящихся к изучаемому классу, имеют нечто общее. Речь идет о задачах.
Ведь сами по себе профессии типа «человек-человек» разнообразны, они не похожи между собой. Например, нельзя найти ничего общего между полицейским, продавцом и врачом.
Разве что задачу — взаимодействие с другими людьми. С пострадвшими, покупателями, пациентами и так далее.
Второй особенностью является наличие фактически двойного образования. Работник, который будет трудиться в данной сфере, должен иметь познания в области психологии, а также в своей специализации.
Например, в медицине или менеджменте. Ведь без навыков психологии нельзя успешно продать товар, вылечить пациента или вообще руководить людьми. Этот факт должен учесть каждый гражданин.
Подобные требования обязательны во всех профессиях изучаемого типа.
Требования к работникам
Существуют особые запросы к людям, планирующим работать с обществом. О них можно без особого труда догадаться. Профессии, связанные с людьми, как правило, подразумевают наличие таких умений и черт характера, как:
- коммуникативные навыки;
- дружелюбность;
- доброжелательность;
- стрессоустойчивость;
- умение слушать окружающих;
- отзывчивость;
- склонность к эмпатии;
- толерантность;
- навыки разрешения конфликтов.
На всем этом перечень запросов не заканчивается. Но все перечисленные черты крайне важны для успешного труда. В противном случае профессии «человек-человек» не принесут успеха. Иными словами, только общительным и открытым людям удастся добиться определенных высот в построении карьеры в изучаемой области.
Что такое коммуникативные навыки?
Некоторые интересуются, что входит в понятие «коммуникативные навыки», необходимые для профессии класса «человек-человек». На самом деле ничего трудного в понимании этой особенности нет. Тем не менее не всем понятно, что такое навыки коммуникации.
На сегодняшний день под данным термином принято подразумевать:
- умение красиво и правильно разговаривать;
- навыки в правильном написании предложений;
- умение слушать, слышать и выслушивать;
- сопереживание и понимание к собеседнику;
- навыки донесения своей позиции;
- наблюдательность и изобретательность;
- умение понимания психологии.
Конечно же, работники изучаемой сферы должны также уметь анализировать происходящее. Не лишним будет научиться наблюдать за поведением тех или иных людей. Все это поможет достичь определенного прогресса в выбранной профессии.
О подгруппах
На сегодняшний день в изучаемой сфере можно выделить 3 отдельные ветки. Это подгруппы профессии изучаемой области. Выделяют следующие типы работ: образовательные, обслуживающие и защитные.
Как не трудно догадаться, к образовательным можно отнести разнообразных учителей, педагогов и репетиторов. Сюда же включают тренеров, ведущих кружков и секций, воспитателей.
Профессии из подгруппы под названием «защитная» — это инспекторы, юристы, военные, полицейские.
А вот обслуживающая подгруппа — это область, которую можно разделить на еще несколько частей. Обслуживание бывает: информационным, бытовым, медицинским, торговым, информационно-художественным. Соответственно, деятельность гражданина будет разной.
Можно отнести сюда следующие должности: продавцы, гиды, библиотекари, врачи. Это далеко не полный перечень людей, относящихся к подгруппе под названием «обслуживающая».
Можно дополнить их фармацевтами, медсестрами, парикмахерами, косметологами, вахтерами, официантами, мастерами маникюра и так далее.
Кто еще относится к типу «человек-человек»?
Многие граждане задумываются над тем, кого еще относят к работе в сфере «человек-человек». Ведь перечисленные профессии — это не исключающий перечень. На самом деле большинство профессий можно отнести к области «человек-человек». Из года в год перечень работ пополняется новыми вакансиями и должностями.
Например, стоит выделить такие профессии класса «человек-человек», как:
- промоутеры;
- стюардессы;
- кассиры;
- страховые агенты;
- социальные работники;
- работники налоговых служб;
- психологи;
- политологи;
- бармены;
- операторы в call-центрах;
- менеджеры.
Отсюда следует, что в основном люди работают друг с другом. Теперь понятно, какие есть профессии из области «человек-человек». Перечень работ, как уже было сказано, постоянно пополняется. Чтобы добиться успеха в изучаемой сфере, у граждан должны быть определенные навыки. О них тоже отныне известно.
Источник: https://www.syl.ru/article/293228/professii-chelovek-chelovek-spisok-sferyi-deyatelnosti-i-osobennosti
Психологические типы профессий
Все профессии могут быть отнесены к тем или иным типам в зависимости от предмета труда (с чем имеет дело работник), средств труда (использует ли он машины или ручные инструменты) и т.п.
Учитывая предлагаемую типологию, каждой профессии можно привести в соответствие некий код, или профиль — то есть, к какому типу и по какому критерию она относится. А потом составить для себя «идеальную формулу профессии» предпочитаемые предмет труда, средства.
И таким образом понять, какая профессия вам подходит, а какая нет.
Базовая классификация профессий | |||||
Любая профессия по КАЖДОМУ из оснований (строки) может быть отнесена к одному из типов или к нескольким. В строках указаны основания для классификации и соответствующие им типы профессий. | |||||
Предмет труда | Природа | Техника | Человек | Знак | Художественный образ |
Условия труда | Бытовые | На открытом воздухе… | Необычные | С повышенной моральной ответственностью | |
Средства труда | Ручные | Машины | Автоматизированные | Функциональные | |
Цели труда | Гностические | Преобразующие | Изыскательские |
1. В зависимости от предмета труда все профессии подразделяются на пять типов.
В действительности, это — очень грубое деление. Имеет смысл не просто относить профессию к одному из пяти типов, такой способ подходит только для некоторых профессий, четко соответствующих одному из пяти предметов труда.
Для каждой профессии психологи определяют, какой предмет труда ближе, с чем преимущественно приходится иметь дело — таких предметов, характеризующих профессию, может быть и три.
Такая дифференцированная оценка позволяет нам различать и профессии внутри одной группы: по тому, какой из предметов труда назван вторичным для данной профессии.
- «ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА»
- Профессии: семеновод, мастер-животновод, зоотехник, агроном, кинолог, лаборант химико-бактериологического анализа и др.
- Среди профессий типа «человек-природа» можно выделить профессии, предмет труда которых: растительные организмы, животные организмы, микроорганизмы.
Это профессии, связанные с сельским хозяйством, пищевой промышленностью, медициной и научными исследованиями (биология, география). Как ни странно, определенный интерес к природе (хотя, конечно, не основной) должны иметь психолог, менеджер по туризму и гостиничному бизнесу…
Указанное деление не означает, конечно, что труд человека направлен только на упомянутые выше предметы. Растениеводы, например, работают в коллективе, используют разнообразную технику, занимаются вопросами экономической оценки своего труда. Но все же главный предмет внимания и забот растениеводов — растения и их среда существования.
С другой стороны, при выборе профессии этого типа очень важно разобраться, как именно вы относитесь к природе: как к месту для отдыха или как к мастерской, в которой вы собираетесь отдавать все силы производству.
И еще один момент, который надо учитывать при выборе профессии. Особенность биологических объектов труда состоит в том, что они сложны, изменчивы (по своим внутренним законам), нестандартны.
И растения, и животные, и микроорганизмы живут, растут, развиваются, а также болеют, гибнут. Работнику нужно не просто очень много знать о живых организмах, но предвидеть возможные изменения в них, которые подчас необратимы.
От человека требуется инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач, заботливость, дальновидность.
- «ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА»
- Здесь главный, ведущий предмет труда — технические объекты (машины, механизмы), материалы, виды энергии.
- Профессии: проходчик, столяр, техник-металлург, инженер-механик, архитектор, электромонтажник, радиомеханик, строитель, сборщик компьютеров, специалист по телекоммуникациям и др.
- Конечно, труд работников здесь направлен не только на технику, но все же ведущий предмет профессионального внимания — область технических объектов и их свойств.
- Среди профессий типа «человек-техника» можно выделить:
- • профессии по добыче, обработке грунтов, горных пород; • профессии по обработке и использованию неметаллических промышленных материалов, изделий, полуфабрикатов; • профессии по производству и обработки металла, механической сборки, монтажу машин, приборов; • профессии по ремонту, наладке, обслуживанию технологических машин, установок, транспортных средств; • профессии по монтажу, ремонту зданий, сооружений, конструкций; • профессии по сборке, монтажу электрооборудования, приборов, аппаратов; • профессии по ремонту, наладке, обслуживанию электрооборудования, приборов, аппаратов; • профессии, связанные с применением подъемных, транспортных средств, управление ими;• профессии по переработке продуктов сельского хозяйства.
При обработке, преобразовании, перемещении или оценки технических объектов от работника требуются точность, определенность действий.
Поскольку технические объекты практически всегда создаются самим человеком, в мире техники имеются особенно широкие возможности для новаторства, выдумки, технического творчества.
Наряду с творческим подходом к делу в области техники от человека требуется высокая исполнительская дисциплина.
- «ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК»
- Здесь главный, ведущий предмет труда — люди.
- Профессии: врач, учитель, психолог, парикмахер, экскурсовод, менеджер, руководитель художественного коллектива и др.
- Среди этого типа профессий можно выделить:
- • профессии, связанные с обучением и воспитанием людей, организацией детских коллективов; • профессии, связанные с управлением производством, руководством людьми, коллективами; • профессии, связанные с бытовым, торговым обслуживанием; • профессии, связанные с информационным обслуживанием; • профессии, связанные с информационно-художественным обслуживанием людей и руководством художественными коллективами; • профессии, связанные с медицинским обслуживанием.
Для успешного труда по профессиям этого типа нужно научиться устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать людей, разбираться в их особенностях, а также овладеть знаниями в соответствующей области производства, науки, искусства.
Краткий перечень качеств, которые очень важны в работе:
- • устойчивое хорошее настроение в процессе работы с людьми, • потребность в общении, • способность понимать намерения, помыслы, настроения людей, • умение быстро разбираться во взаимоотношениях людей, • умение находить общий язык с разными людьми.
- «ЧЕЛОВЕК-ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ»
- Здесь главный, ведущий предмет труда — условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки.
- Профессии: переводчик, чертежник, инженер, топограф, секретарь-машинист, программист и др.
- Профессии типа «человек — знаковые системы» включают:
- • профессии, связанные с оформлением документов, делопроизводством, анализом текстов или их преобразованием, перекодированием, • профессии, предметом труда в которых являются числа, количественные соотношения,• профессии, связанные с обработкой информации в виде системы условных знаков, схематических изображений объектов.
Чтобы успешно работать по профессии, нужны особые способности мысленно погружаться в мир, казалось бы, сухих обозначений, отвлекаться от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредотачиваться на сведениях, которые несут в себе те или иные знаки. При обработке информации в виде условных знаков возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также создания новых знаков, знаковых систем.
- «ЧЕЛОВЕК-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ»
- Здесь главный, ведущий предмет труда — художественный образ, способы его построения.
- Профессии: артист, художник, музыкант, дизайнер, резчик по камню, литературный работник.
- Профессии типа «человек — художественный образ» включают:
- • профессии, связанные с изобразительной деятельностью, • профессии, связанные с музыкальной деятельностью, • профессии, связанные с литературно-художественной деятельностью,• профессии, связанные с актерско-сценической деятельностью.
Одна из особенностей профессий типа «человек — художественный образ» состоит в том, что значительная доля трудовых затрат остается скрытой от стороннего наблюдателя. Более того, нередко прилагаются специальные усилия для создания эффекта легкости, непринужденности конечного результата труда.
2. По условиям труда выделяют четыре группы профессий:
- • Труд в условиях обычного (бытового) микроклимата (бухгалтер, инженер, программист, секретарь-референт). • Труд с пребыванием на открытом воздухе с резкими перепадами температуры, влажности (строитель, пожарник, полевод, агроном). • Труд в необычных условиях: под землей, под водой, на высоте, в воздухе, в горячих цехах, в цехах с неизбежными производственными вредностями (летчик, шахтер, водолаз, аппаратчик). • Труд с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь людей, за большие общественные, материальные ценности (учитель, врач, инженер по технике безопасности, аудитор).
3. В зависимости от средств труда профессии подразделяют на 4 отдела:
- • Профессии, связанные с использованием ручного труда (столяр, монтажник радиоаппаратуры, ювелир, музыкант, хирург). • Профессии, связанные с использованием машин c ручным управлением (токарь, водитель, машинист, оператор связи). • Профессии, связанные с использованием полуавтоматов, автоматов, автоматических линий, робототехнических комплексов (сталевар, печатник, аппаратчик, диспетчер энергосистемы). • Профессии, связанные с использованием функциональных средств, орудий труда (преподаватель, актер, дирижер, режиссер, спортсмен).
4. В зависимости от цели труда можно выделить три класса профессий:
- • Гностические: распознать, различить, оценить, проверить (санитарный врач, литературный критик, контролер, товаровед, эксперт, следователь). • Преобразующие: обработать, переместить, организовать, преобразовать (водитель, живописец, преподаватель, паркетчик, слесарь, портной). • Изыскательские: изобрести, придумать, найти новый вариант, сконструировать (закройщик, разметчик, селекционер, художник-оформитель).
Пример формулы профессии: Юрист
Предмет труда: ЧЕЛОВЕК (юрист прежде всего обслуживает людей, общается с ними, помогает решать их проблемы, анализирует их), ….Знаковые системы (юрист занимается чтением и анализом документов, справочников, сборников законов, статистической информации). Условия труда: С ПОВЫШЕННОЙ МОРАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ (за жизнь и честь человека), ….
бытовые (иногда — если это юрист-следователь, милиционер — то на открытом воздухе). Средства труда: ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ (собственные мозги, язык, жесты, мимика),….иногда — автоматизированные (компьютер). Цели труда: ГНОСТИЧЕСКАЯ (определить-опознать причину, определить, к какому классу ситуаций относится случай клиента — сортировать, классифицировать), …..
Изыскательская (найти способ защиты подсудимого, способ подачи информации, улики).
Конечно, ваша идеальная формула может быть составлена психологами с помощью тестов — вам задаются вопросы, а в результате выявляются предпочтения вами тех или иных средств труда, предмета — в будущей профессиональной деятельности.
Формулы профессий составляются психологами труда на основе профессиограмм (описаний профессий — задач, возникающих в трудовой деятельности, требований к профпригодности). Существуют даже компьютерные системы сопоставления вашей идеальной формулы профессии и формул типичных профессионалов.
Подобные услуги вам окажут в центрах профориентации и психологической поддержки, центрах компьютерного психологического тестирования.
Но всегда лучше уметь самому анализировать профессию, раскладывая ее по полочкам: ведь тогда ваш выбор профессии будет действительно осознанным — вы ведь будете понимать, ПОЧЕМУ вам нравится та или иная профессия (например, профессия каскадера — за необычные условия, а физика-теоретика — за изыскательские цели).
Источник: https://proforientator.ru/publications/articles/psikhologicheskie-tipy-professiy.html
Профессии «человек – человек» | Про профессии.ру
Профессии типа человек-человек выделяются по основному приложению труда, который направлен на человека.
Профессии этого типа, связаны с обучением, обслуживанием, воспитанием, руководством. Лучше ориентироваться в этой области помогают такие учебные предметы, как литература, история и другие, основное направление деятельности которых связано с изучением общества и людей.
- ( Профессии, связанные с литературой ,
- Профессии, связанные с историей ,
- Профессии, связанные с обществознанием )
Выбор профессии класса человек-человек, основан на ваших склонностях и индивидуальных интересах к той или иной области труда, который выявляется по опыту общественно-организаторской работы, опыту организации и участия в коллективных и групповых мероприятиях.(Определись с помощью тестов .)
Первая особенность профессии для типа человек-человек состоит в том, что основной труд здесь затрачивается на взаимодействие между людьми. Если это взаимодействие не может наладиться, значит, не будет ладиться работа.
- К примеру, если у руководителя или воспитателя не складываются хорошие взаимоотношения с людьми, которых он воспитывает или которыми руководит, то, работа такого человека будет безуспешной.
- Вторая особенность профессий этого типа заключается в требовании от человека двойной подготовки – умения устанавливать и поддерживать контакты с абсолютно разными людьми, понимать их и разбираться в особенностях их характера и поведения, а также быть хорошо подготовленным в своей области производства, техники, науки и искусства.
- В области профессий типа «Человек-человек» обычно выделяется несколько подтипов:
Работать с людьми достаточно не просто. Профессии, связанные с людьми, обычно требовательны к индивидуальной подготовке специалиста в той или иной сфере. Специальная подготовка таких работников зачастую бывает настолько объемной, что может стереть из его сознания специфическую «человековедческую» подготовку.
Профессии, связанные с работой с людьми, требуют особого подхода.
Для работы с большим количеством людей понадобится огромная выдержка, физическая неутомимость, так как во время работы поглощается огромное количество энергии, иногда гораздо больше, чем при работе с техникой.
В первую очередь это относится к профессиям, связанным с общением с людьми.
Среди важных качеств обладателей таких профессий присутствует хорошее и устойчивое эмоциональное состояние в процессе работы, потребность в постоянном общении, понимание настроения и мыслей людей, умение разбираться во взаимоотношениях между людьми и их намерениях, умение находить общий язык с людьми разного характера.
Профессии типа человек человек — список
Источник: https://proprof.ru/stati/career/vybor-professii/o-professiyah/professii-chelovek-chelovek
Человек — человек
В профессиях этого типа (примеры: продавец продовольственных товаров, парикмахер, инженер-организатор производства, врач, учитель) мир видится, усматривается работником и волнует его прежде всего со стороны наполненности окружающего разными, разнообразными, разномыслящими и разнокачественными и разнонаправленными людьми, группами, сообществами, организациями, их сложными взаимоотношениями. В то же время «космическая», «природно-планетная» составляющая образа мира практически не находит заметного места в сознании профессионала — по-видимому, по принципу «Все мы знаем, что это такое». Это какой-то далекий смутный фон.
Профессионалы выделяют и удерживают в сознании прежде всего такие целостности, которые характеризуют умонастроение, поведение людей, образ их жизни и формы активности, а также способы привнесения порядка, упорядоченности в сложную жизнь человека и общества.
Цивилизация, культура, история человечества — это здесь прежде всего народы, страны, государства, языки, культурные ценности разных народов. Международные отношения — это политические, торгово-экономические, общекультурные взаимодействия между хорошо различаемыми социальными системами.
Условия существования и развития человека — это памятники культуры, сеть музеев, экскурсии, общение участников специально организованного празднества, удовлетворение духовных запросов населения, общественный порядок. Остальное — некий само собой разумеющийся и кем-то обеспечиваемый фон.
Деятельность человечества, людей — это прежде всего приобщение широких слоев населения к освоению культурных ценностей, культурно-просветительная деятельность, доведение товаров до потребителя, обеспечение гражданских прав, борьба с преступлениями разного рода. Наиболее детализированы при этом представления о разновидностях людей (дети; взрослые, обезличенные «лица»; индивидуально отличаемые люди, например, «склонные к тунеядству»; и пр.).
Типичные примеры целостностей, выделяемых работниками этого типа в мире: духовные потребности населения в сфере досуга; отдых и настроение (другого, стороннего человека); условия хранения ценностей на предприятии (как зона объектов, где возможны злоупотребления); отступления от общественных норм; правонарушения; версии возможных причин преступления; здоровье человека; болезнь; особенности поведения покупателей; соблюдение правил поведения; довольные лица покупателей; интересы других организаций; взяточничество; маршрут (экскурсии); похищенное имущество; мероприятие, праздник (как предмет труда, «изделие» организатора, а не как то, что приходит и случается); возможность общения; бесхозяйственность; судьба трудных подростков и многое другое.
Представители профессий этого типа умеют руководить группами, коллективами, сообществами людей (придавать некоторую упорядоченность общественным процессам сообразно поставленным целям), учить и воспитывать людей того или иного возраста, лечить, осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей (материальных, духовных, социальных).
Исполнительно-двигательная сторона труда имеет в профессиях этого типа следующие особенности: это прежде всего речевые действия. Говорение не обходится без речедвигательных навыков: говорить профессионально надо так же учиться, как учатся делать сальто или водить сварочным электродом.
Далее, это выразительные движения (мимика, пантомимика) и, кстати говоря, выразительные свойства внешности и даже одежды (скажем, полагают, что экскурсовод более успешен, если он при прочих равных условиях элегантен).
В некоторых профессиях рассматриваемого типа (медицинских) предъявляются особые и высокие требования к точности и координации собственно рабочих движений (достаточно вспомнить хирургов разных профилей и комментарии станут излишними).
Особенности познавательной деятельности представителей профессий этого типа во многом определяются сложностью и текучестью, нестандартностью предметов рассмотрения, воздействия, поиска, принципиальной нечеткостью границ, разделяющих социальные явления.
Скажем, одна из познавательных функций организатора клубной работы может быть выражена тремя-четырьмя словами: «Прослушивает участников предстоящего концерта…». Но ведь это значит, что «прослушивающий» должен оценить уровень исполнения, качество репертуара, а это, в свою очередь, предполагает знание каких-то критериев, т.е.
таинственных «аршинов» для измерения всех этих многообразных художественных реальностей. И это сопрягает рассматриваемую профессию с профессиями типа «Человек — художественный образ».
Казалось бы, совершенно другой пример: инспектор службы безопасности дорожного движения (возможно, чья-то инновационная мотивация приведет к переименованию этой работы, но, по сути, она всегда будет нужна) должен следить за соблюдением правил дорожного движения.
Но ведь это предполагает множество «пунктов», включающих в себя не только поведение участников движения, но и вопросы содержания, состояния автомобильных дорог, улиц, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также оборудования улиц и дорог дорожными знаками, светофорной техникой и другими средствами регулирования. Область компетенции инспектора, естественным образом простирается и в область профессий типа «Человек — техника». А еще он и юрист, а еще и чуть ли не «каскадер», когда приходится преследовать опасного преступника.
Очень важным является умение слушать (не перебивая) и слышать, понимать другого человека, и именно его внутренний мир, а не приписывать ему то, что нам самим бы пришло в голову в его положении.
Профессионал — будь то учитель географии, хирург или инспектор полиции по делам несовершеннолетних — должен иметь немалый кругозор в области гуманитарного знания. Очень кстати оказывается здесь и жизненный опыт, и основанное на нем понимание внутреннего состояния тех людей, с которыми приходится иметь дело.
Поскольку социальные ситуации изменчивы и неповторимы, работнику нужно отчетливо выделять наряду с более или менее «вечными» знаниями (как общекультурными, так и по узкой специальности) знания оперативные, относящиеся к конкретной обстановке «здесь и сейчас».
Так, учитель должен хорошо и разносторонне знать не вообще психологию подростка, юноши, а также именно каждого из своих учеников со всеми особенностями их семейной обстановки.
Участковый инспектор полиции должен хорошо знать людей на обслуживаемой территории, особенно склонных к правонарушениям. Работник полиции, занятый борьбой с хищениями ценностей, собственности, должен иметь не только теоретическое знание об уловках расхитителей вообще и характерных методах хозяйственных преступлений.
Ему важно досконально разобраться в неповторимой и конкретной обстановке, скажем, на «вот этом» мясокомбинате и знать, как и кем могут создаваться неучтенные излишки продукции и т.п.
В профессиях, связанных с техническими и абстрактно-научными предметами труда, такое различение общего и оперативного знания не столь резко: если серная кислота вообще реагирует с содой, то она будет это делать и в пробирке, и в заводской емкости. А в области социальных явлений проявление общих закономерностей в отдельных случаях не столь однозначно.
Поэтому руководствоваться исключительно обобщенными принципами и правилами, строго говоря, здесь нельзя. Применение «общенаучных», «общетехнических» стереотипов и мышления к явлениям в обществе (речь идет об огульном подведении частных случаев под общее знание) кроме вреда ничего принести не может.
А соответствующий подход живуч — было время, когда парней в узких брюках автоматически считали тунеядцами, выдворяли с танцплощадок. В наши времена другие признаки человека могут быть основанием для тотального (неконкретного) к нему подхода, и это всегда плохо.
Среди требований к качеству исполнительно-двигательных проявлений на первом месте стоят требования не только к письменной, но и к устной речи — ее четкости, раздельности, удобному для слушателя темпу, связности и, конечно, ясности, понятности содержания высказываний, реплик. Это не так просто — чтобы быть правильно понятым, надо сначала понять, как вы можете быть поняты. У разных людей в сознании и подсознании существуют разные предпосылки тех или иных утверждений, вопросов, и их надо предвидеть. Иначе возникает типичная ситуация как в классическом диалоге пастора и преступника: «Почему вы грабите банки, сын мой?» — «Потому что там хранят деньги, отец мой» (пастор исходит из предпосылки, что надо заниматься чем-то другим, хорошим, а грабитель — из предпосылки, что грабить надо там, где есть что взять).
Самое главное в области познавательных процессов представителей рассматриваемого типа профессий, конечно, не острота зрения или слуха, а своеобразная душеведческая направленность ума.
Важны наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера человека, к его поведению, умение или способность мысленно представить, смоделировать именно его внутренний мир, а не приписать ему свой собственный или иной, знакомый по опыту или по газетам.
И еще важен оптимистический проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может стать лучше. Технический стереотип приписывания качества, «сорта» раз и навсегда здесь обычно неуместен.
Требуется и очень важна способность сопереживать другому человеку (сострадать и порадоваться).
Важная особенность эмоционального склада личности сводится к способности заново, вновь и вновь переживать те события, о которых не в первый уж раз ведется речь, и передавать слушателям свое отношение к ним.
Без этого немыслима и даже непонятна работа педагога, экскурсовода, организатора музейной, клубной работы. А педагогические функции приходится выполнять практически любому хорошему, опытному специалисту — от инспектора уголовного розыска до хирурга.
Важны наблюдательность по отношению к поведению, проявлениям душевной деятельности человека, отзывчивость, доброжелательность, готовность бескорыстно прийти на помощь другому существу, искренняя и деятельная обеспокоенность судьбами людей (учеников, пациентов, подопечных разного рода), терпение и снисходительность к различным нестандартным проявлениям поведения, внешнего облика, образа мыслей. Прогресс держится на чудаках — это полезно помнить.
Глубокая и оптимистическая убежденность в правильности идеи служения народу в целом (а не отдельным его слоям и группировкам) — вот что характеризует тех, кого помнит история. Гражданские качества, определенные (ориентированные на интересы трудящихся) убеждения — это то, без чего человек должен считаться непригодным для работы в профессиях данного типа.
Нестандартные ситуации — это нормальная стихия социума. Поэтому профессии данного типа неизбежно требуют творческого склада ума, способности ясно представлять себе варианты возможных последствий действий людей, возможных исходов их конфликтов, противостояний или, наоборот, объединений.
Но это и не техническое, и не художественное воображение, а такое, для которого пока еще в учебниках нет названия. Назовем его за неимение лучшего термина тропономическим (от др.-греч. «тропос» — поворот, оборот, направление).
В некоторых профессиях рассматриваемого типа сам предмет труда возникает в результате творческого поиска (далее не удивляйтесь, а впрочем, можете и удивиться): хозяйственные преступления, в отличие, скажем, от грабежей с разбоем, как правило, хитро замаскированы, а на поверхности и даже по документам все «шито-крыто».
Поэтому они могут неоднократно воспроизводиться при внешне вполне спокойном течении жизни. Работник полиции — специалист по борьбе с хищениями хозяйственных ценностей — должен, как говориться, сам себе найти работу.
В результате анализа условий, способствующих возникновению хищений (неучтенные излишки сырья, продукции, приписки «липовых» автомобильных рейсов, на которые списывается и пускается «налево» бензин и пр.), он должен выявить, отыскать само преступление.
Особенности саморегуляции представителей рассматриваемого типа профессий таковы. Требуется постоянное совершенствование своих знаний и навыков, стремление «идти в ногу» с быстротекущими процессами социального движения, развития, заставлять себя быть в курсе текущих общественных событий.
В противном случае рушится взаимопонимание с окружающими. Необходимы огромная выдержка, способность «не выходить из себя». Требуется умение строго сообразовывать свое поведение, обращенное к другим людям, с моральными и юридическими нормами, а это отнюдь не всегда просто.
Вместе с тем в отношении самого себя часто невозможно строго подразделить время на рабочее и нерабочее. Истинный врач помчится по срочному вызову к тяжелобольному, даже если этот вызов застанет его в гостях или в театре.
Подобное случается и с работниками педагогического фронта, с руководителями трудовых коллективов, работниками полиции. Нужно сочетание доброты с принципиальной требовательностью к себе и другим.
Противопоказаниями к выбору профессий данного типа являются дефекты речи, невыразительная речь, замкнутость, погруженность в себя, необщительность, выраженные физические недостатки (как это ни печально), нерасторопность, излишняя медлительность, равнодушие к людям — «тупосердие», отсутствие признаков бескорыстного интереса к человеку — интереса «простоток».
Типы профессий
- Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы — вот предметные миры, которые занимают представителей профессий этого типа.
- Явления, факты художественного отображения действительности — вот что занимает представителей этого типа профессий.
- Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда.
- Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования.
- Предметом интереса, распознавания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста.
Классификация Климова по первому ярусу (типы профессий) используется в тестах:
Определение профессиональной готовности (ОПГ)
Дифференциально-диагностический опросник (ДДО)
Источник: https://brainmod.ru/tests/manual/klimovs-types/people-people/
Типы профессий – классификация профессий
О типах профессий написано много скучных, местами интересных, но, на мой взгляд, абсолютно бесполезных публикаций. Я с ними, конечно же, ознакомился. В основном рассматривают две типологии профессий. Первая принадлежит профессору Климову Евгению Александровичу, а вторая – Дж. Холланду. Я вам о них вкратце расскажу, но основной упор сделаю на третий вариант.
Да, да, теперь в Сети появится ещё одна, на мой взгляд, наиболее удачная классификация профессий, которая акцентирует внимание на стратегически важных аспектах. Но давайте начнём с Климова и Холланда.
Классификация профессий по Климову Е. А
- Итак, профессор Климов структурировал профессии в связке:
- Человек + объект труда.
- Человек – это субъект труда (тот, кто работает), а объект труда – это то, с чем или с кем работает этот человек. Евгений Александрович выделил пять объектов труда:
- 1. Человек.
- 2. Природа.
- 3. Техника.
- 4. Знак.
- 5. Художественный образ.
В результате получились следующие типы профессий:
- Человек – человек. Эти профессии направлены на работу с людьми. К ним относятся: учителя, врачи, журналисты, парикмахеры и др.
- Человек – природа. Здесь речь идёт о тех профессиях, представители которых связаны с природой. Это могут быть егеря, садовники, агрономы, экологи и др.
- Человек – техника. Представители данного типа профессий имеют непосредственное отношение к технике. Например, механики, технологи, инженеры, сантехники, мастера по ремонту стиральных машин и др.
- Человек – знак. Речь идёт о людях, работающих со знаковыми системами (цифрами, кодами, буквами и прочими символами). В данную категорию входят программисты, бухгалтера, финансисты, аналитики и др.
- Человек – художественный образ. Сюда входят различные творческие профессии, такие как художник, актёр, певец, композитор, режиссер и др.
Вот так выглядит классификация профессий по Климову. На мой взгляд, она является несовершенной хотя бы потому, что в реальной жизни одна профессия может содержать в себе признаки нескольких типов.
Например, торговый представитель в процессе работы сталкивается с техникой (водит автомобиль), работает со знаковыми системами (составляет отчёты в Excel), много общается с людьми (своими поставщиками и клиентами), а также часто проводит корпоративные мероприятия на природе, где во всю глотку горлопанит песни под гитару (певец доморощенный). Вот такой «винегрет» нам предлагают современные реалии. Куда этого пациента будем записывать?
Думаю, все согласятся, что данная типология является слабоватой. Переходим к варианту Дж. Холланда.
Психологическая классификация профессий по типам личности
В своей теории Дж. Холланд пытается донести одну интересную мысль. Вот она:
Эффективность и успешность человека зависит от того, насколько подходит профессия его типу личности.
Данная мысль, на мой взгляд, достаточно интересная, но абсолютно бесполезная. Чуть позже объясню почему. Ну, а сейчас подробнее о психологической классификации Холланда.
Итак, автор выделил шесть типов личности, которые ориентированы на определённые виды деятельности. Вот они:
- 1. Реалистический тип – это люди действия. Они не эмоциональны, не боятся рисковать и принимать решения, разбираются в технике – в общем, типичные представители мужских профессий.
- 2. Интеллектуальный (исследовательский) тип – это люди умственного труда. Они склонны к самообучению, аналитике, наблюдениям, а также к различным исследованиям. Им будет комфортно работать в аналитических центрах, научно-исследовательских институтах, маркетинговых компаниях и т.д.
- 3. Социальный тип – это люди, ориентированные на общение. Они легко налаживают контакты, умеют договариваться, способны убеждать, любят работать в команде. Наиболее подходящие направления для них – общественная деятельность, преподавание, медицина, работа в сфере обслуживания.
- 4. Стандартный (конвенциональный) тип – это люди, ориентированные на чётко структурированную деятельность. Они придерживаются общепринятых норм и традиций, сосредоточены на выполнении конкретных задач, усидчивы, исполнительны, любят работать со знаковыми системами, зачастую малообщительны и некоммуникабельны. Как правило, их профессии связаны с расчётами и документацией: бухгалтера, финансисты, нотариусы, программисты, библиотекари и т.д.
- 5. Художественный (артистический) тип – это творческие люди. Они редко ориентируются на социальные нормы, достаточно эмоциональны и чувствительны, любят находиться в центре внимания, имеют собственные (зачастую сложные) взгляды на жизнь, а также обострённую интуицию и богатое воображение. Работают в сфере искусства (актёры, художники, музыканты и т.д.), также могут быть хорошими блогерами, ораторами, успешно проводят презентации.
- 6. Предпринимательский тип – это прирождённые управленцы и бизнесмены. Больше узнать о них вы можете из публикации: Какими качествами должен обладать предприниматель. Такие люди идут в бизнес, политику, адвокатуру, журналистику и т.д.
Вот так выглядит психологическая классификация профессий Дж. Холланда. В целом она интересна – даёт определённую пищу для размышлений и анализа, но я считаю, что в практическом плане она не несёт никакой пользы. Дело в том, что:
Человек подсознательно сам ориентируется на профессии, соответствующие его типу личности.
Если вы непоседа, то вряд ли вас заинтересует профессия – бухгалтер. Интеллектуал не горит желанием быть спецназовцем, прирождённый актёр мечтает исключительно о сцене. В общем, я думаю, что теория Дж. Холланда непригодна для практической профориентации.
Друзья, слышите, где-то вдали звучит барабанная дробь? Да, да, сейчас начнётся самое интересное! Я расскажу вам о стратегически важных типах профессий. Вы готовы? Тогда я начинаю!
Типы профессий по квалификационным признакам
О данной классификации вскользь упоминается в различных учебниках и публикациях. Странно, но почему-то никто не акцентирует на ней внимание. На мой взгляд, именно эта классификация является наиболее важной и практически полезной. Именно потому я решил исправить ситуацию и детально вам о ней рассказать.
- Итак, наёмный работник хотел бы получать от своей профессии, как минимум, достойную зарплату и уважение со стороны руководства. Теперь важный момент:
- Кадровый состав любой компании можно разделить на три группы: ценные сотрудники, специалисты среднего уровня и «бананы».
- Именно по этим критериям, я считаю, и надо классифицировать профессии, друзья! Запомните:
- Размер вашей зарплаты и степень вашей значимости зависят только от одного – насколько ценным специалистом вы являетесь.
- Вся эта лирика о типах личности и объектах труда, по своей сути является аналитической информационной пылью.
- Давайте детальнее рассмотрим вышеперечисленные группы.
- 1. Ценные сотрудники – это кадры, на подготовку которых требуются годы и приличные финансовые вложения. Например, продвинутый программист. Ну, невозможно хорошо научиться программировать за три месяца. Аналогичная ситуация с хирургами, стоматологами, юристами, главными бухгалтерами (прошу не путать с рядовыми бухгалтерами), ювелирами, дизайнерами и т.д. Понимаете, о ком речь?
Речь идёт о специалистах, которым сложно найти замену!
Таких ценят и уважают. Им хорошо платят. Их берегут и стараются удержать. И самое главное:
Они не боятся увольнения, потому что всегда востребованы!
- 2. Специалисты среднего уровня – это кадры, на подготовку которых уходит немного времени. Например, продавец, менеджер по продажам, водитель, каменщик, сантехник, швея, директор. Да, да, директора входят именно в эту группу.
Речь идёт о профессиях, которые можно быстро освоить.
Естественно, здесь у работодателя есть «пространство для манёвра». Можно относительно быстро найти нового продавца или водителя. Однако без крайней необходимости этого делать никто не будет, так как данные специалисты хоть и не ценные, но всё же квалифицированные.
- 3. «Бананы» – это неквалифицированные кадры. Например, дворники, грузчики, курьеры, подсобные рабочие и, конечное же, «бананы». Как вы думаете, насколько сложно найти человека, который в костюме «банана» будет на улице раздавать листовки прохожим? Ответ на этот вопрос подталкивает к выводу:
Люди этих профессий имеют самую низкую ценность на рынке труда.
Да, грузчик может неплохо зарабатывать, но эти деньги ему даются тяжёлым трудом. Ну и, при необходимости, работодатель сможет быстро найти ему замену.
Итак, друзья, вы познакомились с тремя типологиями профессий. Осталось их вдумчиво проанализировать и сделать свой выбор. Кстати, о выборе! Вы знаете, что существует проблема выбора профессии? Наверняка многие из вас сейчас ломают голову над вопросами: «Кем быть? Чем заниматься? Как зарабатывать на жизнь?» Давайте рассмотрим причины возникновения этой проблемы.
⇧
Источник: http://www.temabiz.com/rabota/vp-tipy-professij.html
Профессиографический анализ профессий типа «человек – человек», «человек – техника», «человек – природа», «человек – знаковая система», «человек – художественный образ». Ельская районная гимназия
Первая особенность профессий типа «Человек — человек» состоит в том, что главное содержание труда здесь сводится к взаимодействию между людьми. Если не ладится это взаимодействие, значит, не ладится и работа.
Например, если у руководителя, пропагандиста, воспитателя не налаживаются хорошие взаимоотношения с теми людьми, которыми он руководит, в чем-то убеждает, которых должен воспитать, то, значит, нет самого главного в работе. Успех здесь невозможен.
Значит, строго говоря, нет и подлинной работы.
Вторая особенность профессий этого типа состоит в том, что каждая из них требует от человека как бы двойной подготовки: а) нужно научиться, уметь устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать людей, разбираться в их особенностях; б) нужно быть подготовленным в той или иной области производства, науки, техники, искусства и т.д.
Если организатор руководит группой работающих людей, то он должен хорошо знать сущность выполняемой ими работы. Без этого он не сможет правильно понимать действия, поведение, помыслы и намерения своих подчиненных. Это не значит, что он должен знать и уметь все лучше, чем любой из подчиненных. Часто это невозможно и не нужно.
Директор театра не должен танцевать лучше прима-балерины, директору завода не надо быть лучшим слесарем-инструментальщиком, директор школы не может знать все учебные предметы столь же досконально, как каждый из учителей-предметников знает свое дело. Но многие особенности труда подчиненных руководитель все же, должен себе ясно представлять.
Работник обслуживающего труда также имеет дело не только с людьми, но и с теми ценностями, которые он доводит до потребителей. Ценности могут быть материальными или духовными. Материальные — продукты питания, предметы одежды, быта. Духовные — полезные сведения, произведения науки, искусства. Ясно, что нужно глубоко разбираться в том, что ты стремишься донести до людей.
В области профессий типа «Человек — человек» выделим несколько подтипов: 1. Профессии, связанные с управлением производством, руководством людьми, коллективами. 2.
Профессии, связанные с обучением и воспитанием людей, организацией детских коллективов, профессиональной подготовкой. 3. Профессии, связанные с материально-бытовым, торговым обслуживанием людей. 4. Профессии, связанные с информационным обслуживанием людей. 5.
Профессии, связанные с информационно-художественным обслуживанием людей и руководством художественными коллективами.
6. Профессии, связанные с медицинским обслуживанием людей.
«Человек — техника». В профессиях этого типа помогают ориентироваться такие учебные предметы, как физика, химия, математика, черчение. Следует учесть, что к области технических объектов относятся не только «железки», но и всевозможные неметаллические материалы — ткани, пластмассы, пищевое сырье, полуфабрикаты. Область техники нужно понимать широко.
Это самый большой (по количеству профессий и специальностей) тип профессий. Труд профессионалов здесь направлен, конечно, не только на технику.
Так, монтажник радиоаппаратуры заботится, в частности, и о красоте монтажа, водитель троллейбуса общается с людьми в ходе работы, оператор или слесарь могут что-то подсчитывать, рассчитывать, а машинист крана может быть занят погрузкой клеток, скажем, с обитателями зоопарка, отправляемыми на гастроли.
Но, все же, главный предмет профессионального внимания и забот работников в данном случае — область технических объектов и их свойств. Все-таки машинист крана (крановщик) — специалист по управлению подъемным краном, слесарь — по обработке металла. Профессий типа «Человек — техника» так много, что нам придется выделить несколько подтипов: 1.
Профессии, связанные с обработкой, добычей грунтов, горных пород. 2. Профессии по обработке и использованию неметаллических промышленных материалов, изделий, полуфабрикатов. 3. Профессии по производству и обработке металла, механической сборке, монтажу машин, приборов, оборудования. 4.
Профессии по ремонту, наладке, обслуживанию механического оборудования, технологических машин, установок, транспортных средств. 5. Профессии по монтажу, ремонту зданий, сооружений, конструкций. 6. Профессии по сборке, монтажу электрорадиооборудования, приборов, аппаратов. 7. Профессии по ремонту, наладке, обслуживанию электрооборудования, приборов, аппаратов. 8. Профессии, связанные с применением подъемных, транспортных средств, управлением ими.
9. Профессии по переработке продуктов сельского хозяйства.
Наряду с творческим подходом к делу в области техники ожидается и требуется от человека высокая исполнительская дисциплина. Дисциплина везде, конечно, нужна. Но техника с ее точностью особенно чувствительна к этому качеству работников.
«Человек — природа». При этом мы имеем в виду именно живую природу, ориентироваться в которой помогают биологические учебные предметы, науки (ботаника, зоология, анатомия, физиология, общая биология).
Труд человека в области профессий типа «Человек — природа» направлен только на упомянутые выше объекты. Так, например, растениеводы используют в своей практике разнообразную и сложную технику. Работая в коллективе, они, в частности, заняты и налаживанием межличностных отношений.
Им приходится заниматься и вопросами учета, экономической оценки своего труда. Есть даже такие профессии данного типа, которые обязательно требуют художественных склонностей (наряду со склонностями к биологии, ботанике).
Например, есть цветоводы-декораторы, техники зеленого строительства (специалисты по озеленению городов, населенных мест). Но, все же, главный предмет внимания и забот работников в данном случае — растения и среда их существования.
Сходным образом обстоит дело и с животноводческими профессиями. Животноводство в наши дни все более переводится на индустриальную основу, оснащается техникой. Животновод — это и механизатор. Но если у него нет особого отношения, особых склонностей к работе именно с животными (а есть только интерес к технике), то беда животноводству.
Микробиолог со всех сторон окружен лабораторной техникой, а сам биологический предмет даже не виден невооруженным глазом. Но и здесь главным является интерес к явлениям живой жизни. А техника — средство, но не основной предмет труда.
При выборе профессии типа «Человек — природа» очень важно принять во внимание следующее. Для многих людей природа выступает как привлекательная среда, связанная с отдыхом. Жители города стремятся после работы или во время отпуска на природу, ребята едут в пионерские лагеря и т. д.
Но это все не та любовь к природе, которая ожидается от профессионала в области «Человек — природа».
Тебе очень важно разобраться, как именно ты любишь природу: как мастерскую, в которой ты собираешься отдавать все силы производству той или иной продукции, или, может быть, тебе просто нравится погулять в лесу, подышать, поваляться на лужайке? Проверять свою любовь к природе на прочность нужно в практическом общественно полезном труде.
Если ты собираешься основательно подумать о выборе профессии типа «Человек — природа», важно учесть также следующее. Особенность биологических объектов труда состоит в том, что они сложны, изменчивы, нестандартны.
Они изменяются по своим внутренним законам. И растения, и животные, и микроорганизмы живут, растут, развиваются (а также болеют, гибнут) без всяких выходных.
Работнику нужно не просто очень многое «держать в уме», но и мысленно предвидеть изменения в объектах труда.
От работника требуется инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач. Важны такие качества как, заботливость и дальновидность.
Ведь многие изменения в животных и растительных организмах могут оказаться необратимыми (растения могут завянуть, погибнуть от вредителей, могут начаться повальные болезни скота и т. д.).
Изменчивые условия труда требуют от работника творческого решения возникающих задач.
«Человек — знак» (или «Человек — знаковая система»).
Пробой сил для тебя в этой области в прошлом могло быть выполнение письменных работ по разным предметам, ведение записей, дневников, упорядоченное накопление и хранение разного рода сведений (вырезок, выписок, картотек), перевод с одного языка на другой, выполнение вычислений, подсчетов, чертежей, схем. Еще Н. В.
Гоголь в свое время подметил, что можно иметь склонность в такой особой реальности, как буквы, знаки. Его герой занимается важным для того времени делом — переписывает деловые бумаги (пишущих машинок тогда не было): «Вряд ли где можно было найти человека, который так жил бы в своей должности. Мало сказать: он служил ревностно,— нет, он служил с любовью.
Там, в этом переписывании, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир. Наслаждение выражалось на лице его; некоторые буквы у него были фавориты, до которых если он добирался, то был сам не свой: и подсмеивался, и подмигивал, и помогал губами, так что в лице его, казалось, можно было прочесть всякую букву, которую выводило перо его».
Да, можно любить знаки, знаковые системы. И это ничуть не хуже и не менее важно, чем любить машины или, скажем, растительные культуры как предметы труда.
Современный человек погружен в мир знаков и знаковых систем: чертежи, схемы, топографические и географические карты, числовые данные, таблицы, формулы, подписи, надписи, тексты, дорожные знаки, разного рода условные сигналы — все это неотъемлемые черты проявления современной цивилизации, культуры. Значит, нужны и соответствующие специалисты.
Профессии типа «Человек — знак» настолько разнообразны, что пора поговорить об их разновидностях, подтипах. 1.
Профессии, труд в которых направлен на создание и оформление документов (на родном или иностранном языке), делопроизводство, анализ текстов или их преобразование, перекодирование. 2.
Профессии, труд в которых направлен на числа, количественные соотношения.
3. Профессии, труд в которых направлен на системы условных знаков, схематические отображения объектов.
В условиях современной культуры большую роль играют знаки, не имеющие изобразительного сходства с обозначаемым предметом (слова не похожи на предметы, о которых идет речь, ноты не похожи на музыку, деньги не похожи на товары, математические формулы, описывающие и позволяющие определить курс самолета, не похожи ни на самолет, ни на траекторию его полета и т. д.). Поэтому, чтобы успешно работать в какой-либо из профессий данного типа, нужны особые склонности погружаться мысленно в мир, казалось бы сухих обозначений, отвлекаться от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредоточиваться на тех сведениях, которые несут с собой те или иные знаки. При работе со знаками, как и при работе с другими реальностями, возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также задачи придумывания новых знаков, знаковых систем. Иначе говоря, в данной области труда, как и во всякой другой, имеются своеобразные возможности творчества.
Ты чаще выбираешь профессии, труд в которых направлен на художественные объекты или условия их создания. Это специальности, профессии типа «Человек — художественный образ». Всю область профессий типа «Человек — художественный образ» можно подразделить на подтипы в соответствии с исторически обособившимися видами художественного отображения действительности.
1. Профессии, связанные с изобразительной деятельностью. 2. Профессии, связанные с музыкальной деятельностью. 3. Профессии, связанные с литературно-художественной деятельностью. 4. Профессии, связанные с актерско-сценической деятельностью.
Первые проявления и формы искусства в истории человечества (изображение, песня, танец) всегда были отнюдь не праздным, а важнейшим общественным делом, делом не одиночек, а коллектива. Песня организовывала ритм совместного труда или создавала необходимое настроение (скорбное, радостное или боевое).
Рисунок или танец определяли и уточняли намерения, цели, планы, служили своеобразной, например, подготовкой к охоте, бою и т. п. Искусство было связано с жизнеобеспечением общества, с трудом. В процессе развития человечества постепенно произошло отделение и обособление производства художественных ценностей от производства материальных. Появились специалисты художественного профиля.
Они удовлетворяют свои материальные потребности за счет тех, кто трудится в области сельского хозяйства, производства изделий промышленности, а взамен этого вносят в общее дело эстетические ценности. Идет закономерный обмен продуктами труда.
Одна из особенностей профессий данного типа состоит в том, что значительная доля трудовых затрат работника остается скрытой от стороннего наблюдателя.
Более того, нередко прилагаются специальные усилия для создания эффекта легкости, непринужденности конечного эффекта труда. Так, выступление артиста может продолжаться на публике несколько минут.
Но для его осуществления артист ежедневно и по многу часов работает над совершенствованием и поддержанием на необходимом уровне своего мастерства, строго соблюдает специальный режим и т. д.
Выбирая соответствующий профессиональный путь, важно подумать об этой неявной стороне труда, которая может оказаться и непосильной платой за успех.
Чтобы труд приносил удовлетворение, важно воспитать в себе реалистический уровень притязаний на общественное признание (не претендовать на большее признание, чем то, которого ты заслуживаешь по реальным результатам своей деятельности). Впрочем, этого нелегко достигнуть, если человека уже успел кто-то захвалить.
Человек с нереалистическим уровнем притязаний отталкивает от себя мысль о том, что истинная причина отсутствия громкого успеха — в нем самом. Он склонен видеть причины эти в действиях других людей («помешали», «не дают мне ходу», «завидуют», «тормозят» и т. п.). Остерегись оказаться в таком положении.
Источник: https://gimn-elsk.schools.by/pages/professiograficheskij-analiz-professij-tipa-chelovek-chelovek-chelovek-tehnika-chelovek-priroda-chelovek-znakovaja-sistema-chelovek-hudozhestvennyj-obraz