Фотография всегда шла рука об руку с кинематографом, ведь фильмы — это ни что иное, как движущиеся изображения. И нередко эти изображения способны поведать нам увлекательные и познавательные истории. Мы подобрали 10 фильмов и сериалов о фотографах и для фотографов. Среди них есть документальные, биографические и художественные произведения. А объединяет их одно общее качество — все они невероятно полезны для того, чтобы преодолеть творческий кризис, узнать как можно больше о всемирно известных и легендарных фотографах и конечно, изучить новые для себя трюки и приемы.
Фильмы
-
“Все на улицу” (“Everybody Street”)
2013
Жизнь уличного фотографа — это постоянное движение и поиск. Поиск сюжета, идеи, кадра. И в большом, разнообразном городе, таком как Нью Йорк, на улицы ежедневно выходят сотни фотографов.
Фотограф и режиссер — документалист Шерил Данн решила рассказать об этом нелегком ремесле, показав работу нескольких мастеров своего дела.
Брюс Дэвидсон, Мэри Эллен Марк, Рики Пауэлл и многие другие рассказывают в фильме о своей технике, приемах и повседневной трудоемкой работе, которую они делают.
Изначально фильм “Все на улицу” был короткометражкой, которая показывалась в Музее современного искусства Тейт в Лондоне, но в 2013 году, Шерил Данн запустила кампанию по сбору средств и фильм был дополнен документальными кадрами, описывающими работу еще большего количества уличных фотографов Нью Йорка.
Сама же Шерил снимает на камеру Leica M. Leica M — это профессиональная полнокадровая камера с разрешением матрицы 24Мп и использованием высококлассной начинки. Leica M — это настоящее оружие успешного фотографа.
-
“Клуб Безбашенных” (“The Bang-Bang club”)
2009
Пожалуй, одна из самых известных групп фотографов современности — это Bang-Bang club. Четыре военных фотографа — Кевин Картер, Грег Маринович, Кен Остербрук и Жао Силва прославились своими резкими и противоречивыми снимками, сделанными в самом центре событий в самых горячих точках планеты. Двое из участников клуба стали лауреатами Пулитцеровской премии за свои фото.
Биографический фильм-драма рассказывает об опыте фотографов во время съемок, моральной ответственности фотографа, опасности работы и предыстории известных снимков, сделанных во время съемок в Южной Африке во времена апартеида и военных конфликтов.
События разворачиваются в 90х годах, и фокусируются не на политической составляющей, а именно на работе в военных условиях. Поэтому для каждого, кто мечтает связать жизнь с репортажной съемкой фильм окажется невероятно полезен.
Камера для репортажной фотографии должна быть удобна и компактна. Именно поэтому среди репортажных камер особенно выделяется Canon PowerShot G1 X Mark II. Эта камера оснащена дисплеем с поворотом, удобной рукоятью и качественным объективом. Она идеально подойдет для начинающих репортажников.
-
“Разбей его камеру” (“Smash his camera”)
2010
Рон Галелла — фотограф, прославившийся как самый первый папарацци. Во времена, когда погоня за звездами и фотографы, взбирающиеся на деревья у домов еще не были нормой, он первым начал ловить в кадр известных публике персонажей в их повседневной жизни. Именно поэтому именно его знаменитый кадр с Жаклин Кеннеди Онассис и занял место на обложке данного фильма.
В процессе и результате своей работы на него подавали в суд, он неоднократно получал травмы, но он продолжал свое дело, балансируя на грани внедрения в частную жизнь и удовлетворения интересов публики. Под его прицел попадали Элизабет Тейлор, Марлон Брандо, Ричард Бертон и многие другие.
Фильм “Разбей его камеру” фокусируется на истории и жизни Рона Галеллы, одновременно погружаясь в рассуждения о природе и общественном эффекте, который дает такое культурное явление как папарацци.
Большинство снимков Рон Галелла снимал на камеру Nikon. Nikon D5500 — это отличный выбор для начинающего фотографа, который позволит научиться работать с зеркальной камерой, различными объективами и обеспечит высокое качество фотографий.
-
“Окно во двор” (“Rear Window”)
1954
Было бы удивительно говорить о фильмах, и не вспомнить один из лучших киношедевров не только в истории кинематографа, но и среди работ самого Альфреда Хичкока. Кроме того, “Окно во двор” признано одним из величайших триллеров.
- В главных ролях в фильме снялись Джеймс Стюарт и Грейс Келли.
- Центральный персонаж фильма — профессиональный фотограф, который из-за перелома ноги вынужден сидеть дома и воспринимать окружающий мир только через окно.
- Но фотографам окажутся интересны не только события фильма, ведь каждый кадр “Окна во двор” — это работа, грамотно выстроенная как композиционно, так и сюжетно.
В фильме Эл Би Джеффрис снимает на камеру Exakta VX, она давно не производится, но если вы — один из поклонников ретро-дизайна в камерах, вам придется по душе беззеркальный фотоаппарат Fujifilm X-T20. Он оснащен матрицей с разрешением 24.3 Мп, имеет удобный корпус и стильный внешний вид.
-
“Визуальная акустика” (“Visual Acoustics”)
2008
Архитектурная фотография существует очень давно, но именно работы Джулиуса Шульмана, смогли произвести своего рода культурную революцию, открыв дорогу минималистичной и органической архитектуре первой половины 20го века в мейнстрим.
Среди работ Шульмана встречаются фотографии произведений Фрэнка Ллойда Райта, Джона Лотнера, Фрэнка Гэри, Ричарда Нутры и многих других.
По сути, Шульман превратил архитектурную фотографию в искусство, а фильм “Визуальная акустика” рассказывает о его жизни и творчестве.
Фильм определенно будет интересен фотографам, которые интересуются различными жанрами, и видами искусства.
Для архитектурной фотографии лучше всего подходят широкоугольные объективы. В модельной линейке объективов Samyang есть модель Samyang T-S 24mm f/3.5 ED AS UMC для камер Sony, Nikon, Canon, Pentax и Minolta. Этот объектив считается одним из лучших бюджетных вариантов для архитектурной фотографии.
-
“Мех: Воображаемый портрет Дайан Арбус” (Fur: An Imaginary Portrait of Diane Arbus)
2006
Дайан Арбус — одна из самых известных фотографов XX века. В середине двадцатого столетия она прославилась снимками самых странных и необычных персонажей, и противоречивыми мотивами в фотографии.
Частично биографический фильм с Николь Кидман в главной роли, рассказывает о том, как Дайан Арбус отказалась от привилегированной жизни и встала на путь поиска собственного голоса в искусстве. Фокусируясь именно на творчестве Арбус, фильм не уделяет должного внимания ее судьбе, тем не менее именно с художественной точки зрения он и интересен.
Сериалы
-
“Истории Света” (“Tales by Light”)
2015
Австралийский документальный сериал, созданный National Geographic совместно с Canon по всему свету следует за профессиональными фотографами, позволяя им рассказать свои истории при помощи фото. Всего в сериале два сезона (9 серий) и каждый эпизод рассказывает об отдельном фотографе и отдельном месте.
Совершенно очевидно, что когда в сотрудничество вступает крупнейший производитель фототехники и величайшее издание, славящееся великолепными снимками природы и животных, можно ожидать качественного результата, который окажется полезен каждому, кто мечтает снимать природу и путешествия. Мы рекомендуем не упускать возможность и оценить этот сериал.
Если вы пока только мечтаете начать снимать в путешествиях, вам понадобится удобный карманный фотоаппарат, и именно таким является Canon Powershot G9 X. Удобный и простой в управлении, он позволит вам получить качественные снимки из путешествий.
-
“Мастер Фотографии” (“Master of Photography”)
2016
Формат реалити-шоу разумеется, не обошел и фотографов. Поэтому в 2016 году телеканал Sky Arts создал специальный проект, призванный собрать участников-фотографов из различных уголков Европы, и выбрать среди них лучшего — мастера фотографии. Ведущей проекта стала Изабелла Росселини, а в каждом эпизоде снимки, сделанные участниками отдаются на суд всемирно известным фотографам.
Пусть проект и носит развлекательных характер, из него можно узнать очень много полезных приемов, получить вдохновение и послушать советы профессионалов.
Официальным спонсором шоу стала компания Leica — крупный производитель фототехники, поэтому участники пользуются камерами именно этой марки. Leica T — это компактная беззерекалка с цельноалюминиевым корпусом. Она оснащена большим дисплеем и массой возможностей, которые обеспечат снимкам высокое качество.
-
“Снимая прошлое” (“Shooting the past”)
1999
“Снимая прошлое” — это телесериал, снятый в 1999 году, который рассказывает о галерее фотографий, которой грозит разорение и ее сотрудниках, пытающихся спасти коллекцию. Каждое фото имеет за собой целую историю, и именно об этом и рассказывает данный сериал.
Фотографии, которые представлены на экране — это реальные фото, среди которых есть работы известных фотографов. Большинство из снимков было сделано для Picture Post, и все они являются частью коллекции Халтон — крупнейшей библиотеки изображений Британии.
Сегодня все работы доступны на Getty Images.
Сериал не рассказывает о фотографах, но центральной его идеей является искренняя любовь к искусству.
Настоящее искусство создают фотохудожники. Тем, кто стремится создавать уникальные работы, отлично подойдет зеркальная камера Sony Alpha ILCA-77M2. Этот полупрофессиональный фотоаппарат способен создавать прекрасные кадры и удобен как для начинающих, так и для любителей.
-
“Гений фотографии” (“The Genius of Photography”)
2012
Этот документальный сериал, снятый BBC Four исследует 170 лет фотографии. В шести сериях рассказывается о самых известных снимках, том, что делает их особенными и х авторах.
Начиная с самого появления первых камер и заканчивая современностью, “Гений фотографии” охватывает огромный отрезок истории, за который произошли феноменальные перемены как в мире, так и в сфере искусства.
Появление новых жанров, воздействие фотографии на события, культурный эффект и многое другое затрагивается в данном сериале.
“Гений фотографии” окажется полезен всем, кто интересуется природой жанров, работами великих фотографов и тем, кто борется с творческим кризисом.
Беззеркальный фотоаппарат Olympus OM-D E-M10 III kit 14-42 EZmm f/3.5-5.6 — это камера с ретро-дизайном и 16Мп матрицей. Камера подойдет как для новичков, так и для любителей фотосъемки и позволит начать собственную историю фотографии.
Источник: https://www.fotosklad.ru/expert/photo/article/10-filmov-i-serialov-o-fotografii-dlya-fotografov.html
Кадры из фильмов как иллюстрации: законно ли их использовать? | Pressfeed. Журнал
В последнее время как в блогах, так и в уважаемых СМИ, вы, возможно, встречаете много статей, проиллюстрированных кадрами из фильмов и сериалов.
И проблемы бы, конечно, никакой не было, если бы речь в блоге шла о том, какой хороший (или плохой) фильм выпустили на большие экраны.
Но вот когда в статье про рекламу или бизнес агентств красуется картинка из «Безумцев», тут уж невольно начинаешь задаваться вопросом — а это вообще законно?
С одной точки зрения, использование кадра из фильма или сериала нарушает авторские права ничуть не меньше, чем если бы мы украли кусок из чужой статьи без указания авторства. Но с другой — все же так делают? Неужели каждый встреченный нами в сети блог запрашивает разрешение в HBO и Marvel на использование картинки из фильма или сериала?
Команда Pressfeed решила спросить у трех юристов, нарушает ли использование картинок из фильмов в СМИ и блогах чужие авторские права, чем грозит нарушение законных методов использования и есть ли в законодательстве лазейки, с помощью которых кино-картинки использовать всё-таки можно.
Татьяна Терещенко, руководитель аналитического направления «Прайм Эдвайс»:
Использовать кадры из фильмов и сериалов для иллюстрации без ведома продюсеров незаконно, потому что авторско-правовой охране подлежит не только всё аудиовизуальное произведение целиком, которым является любой фильм, но и каждый кадр из такого произведения.
Законодательство построено таким образом, чтобы обеспечить защиту прав правообладателя. Поэтому поиск возможных лазеек — верный признак недобросовестного поведения.
Кадры из фильмов законно использовать только в тех случаях, когда такое использование можно подвести под тот или иной случай свободного использования, предусмотренный Гражданским кодексом.
В частности, использование в информационных и научно- исследовательских целях, когда, например, пишется аналитическая статья и приводятся примеры.
Иначе говоря, если кадр является предметом анализа в данной статье.
Скачайте сейчас: PDF-инструкция «Где и как публиковать статьи бесплатно»
Если картинка вам уж очень понадобилась, то следует связаться с правообладателем, договориться об условиях использования в коммерческих целях и соблюдать условия заключенного соглашения.
Что касается санкций за нарушение прав правообладателя, то, вероятнее всего, нарушителя обяжут выплатить компенсацию. Суд может присудить компенсацию в размере от 10 000 до 5 миллионов рублей, при этом правообладателю для этого достаточно доказать факт самого нарушения — доказывать размер причиненного вреда не надо.
Александр Дядищев, адвокат Коллегии адвокатов «Курганов и партнеры»:
— Для начала надо разобраться, что является объектом авторских прав. В силу пункта 1 статьи 1259 ГК РФ, к объектам авторских прав относятся аудиовизуальные произведения.
Аудиовизуальные произведения — это произведения, состоящие из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств (часть 1 статьи 1263 Гражданского кодекса). Аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации.
Использование одного кадра из фильма или сериала, а также отсутствие зафиксированной серии связанных между собой изображений не является аудиовизуальным воспроизведением кадров, относящимся к объектам авторских прав.
Разберем ситуацию при которой допускается без согласия автора или иного правообладателя свободно использовать произведение.
В соответствии со статьей 1276 Гражданского кодекса Российской Федерации допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю фотографического произведения, произведения архитектуры или произведения изобразительного искусства, которые постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, когда изображение произведения таким способом является основным объектом этого воспроизведения, сообщения в эфир или по кабелю либо когда изображение произведения используется в коммерческих целях. По смыслу закона, обязательным условием воспроизведения объектов чужой интеллектуальной собственности без согласия их владельцев необходимо, чтобы, во-первых, произведение находилось в месте, открытом для свободного посещения, а во-вторых, чтобы это произведение не было основным объектом воспроизведения.
Если кадр из фильма размещен в Интернете в открытом доступе и при этом не является основным объектом воспроизведения, то использование данного кадра может быть осуществлено без согласия автора или иного правообладателя.
Интернет состоит из совокупности информационных составляющих, ответственность за которые несут авторы сайтов, порталов, блогов и иных информационных ресурсов.
Информация, размещенная ее обладателями в интернете в формате, допускающем автоматизированную обработку без предварительных изменений человеком в целях повторного использования, является общедоступной информацией, и добросовестность и невиновность лиц, использующих такую информацию, презюмируется.
Также следует отметить, что согласно пункту 5 статьи 1274 ГК РФ допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, кинематографии, путем сообщения в эфир или по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью.
Однако кадр из фильма или сериала, не являющийся самостоятельным объектом авторского права, но признанный на основании п.7 ст.
1259 ГК РФ самостоятельным и отдельно выраженным результатом творческого труда авторов фильма или сериала, либо при фиксации на нем персонажа, который является самостоятельным результатом творческого труда авторов, подлежит правовой защите.
В данном случае необходимо получить письменное согласие автора данного фильма (сериала) или иного правообладателя на использование.
В случае если имеются основания полагать, что происходит нарушение авторских прав, рекомендуется удалить данное изображение, так как автор или правообладатель могут зафиксировать незаконное использование объекта авторского права и в последствии использовать это в качестве доказательства.
Роман Бузько, партнер Buzko & Partners:
По общему правилу картинка (скриншот) является составным элементом более общего объекта авторского права – кинофильма. На такую картинку распространяются исключительные права правообладателя кинофильма.
Размещение такой картинки в статье является способом ее использования, что вправе делать только правообладатель.
Соответственно, использование кадров из фильмов и сериалов для иллюстраций без согласия правообладателя будет являться нарушением его исключительных прав.
Вместе с тем Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) содержит ряд исключений, допускающих «свободное использование» любого произведения, в том числе картинки (кадра) из кинофильма.
Вы можете воспользоваться ст. 1274 ГК РФ, которая допускает свободное использование произведений в информационных, научных, учебных и культурных целях.
В частности, к СМИ и блогам наиболее применимы пп. 1 и 2 п. 1 ст. 1274 ГК РФ, а именно: допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения:
1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;
2) использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью.
«5 шагов к гарантированной публикации. Как сделать так, чтобы ваш пресс-релиз напечатали». Пошаговая инструкция от экспертов медиа-рынка
Получить бесплатно
В обоих указанных случаях обязательно указывать имя автора, произведение которого используется, и источник заимствования.
Разница между пп. 1 и 2 в способе и объеме допустимого использования. В первом случае допускается исключительно цитирование, но для широкого круга целей; во втором же случае допускается любое использование, однако, только в учебных целях.
Под «цитированием», согласно позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Определении от 5 декабря 2003 года по делу N 78-Г03-77, стоит понимать «включение одного или нескольких отрывков из произведения одного автора в произведение другого автора. В частности, как цитату следует рассматривать графическое воспроизведение части произведения изобразительного искусства».
Согласно более современной позиции Суда по интеллектуальным правам, выраженной в Постановлении от 25 апреля 2016 года по делу № А40-142309/2015, «цитирование – это дословное повторение какой-либо части именно авторского текста, а не иной графической формы (фото-видеоизображения).
Таким образом, использование фотографий, полностью выраженных в графической форме, не является цитированием, так как фактически они использованы в качестве иллюстрации к статьям, что допускается только в учебных изданиях в соответствии с положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 1274 ГК РФ».
С учетом изложенных выше позиций использование картинок (фрагментов) кинофильма или сериала допускается только в рамках исключения, предусмотренного пп. 2 выше, то есть в учебных целях.
Поэтому стоит удостовериться, что, в случае если правообладатель решит предъявить вам претензию, вы сможете убедить суд, что ваше заимствование соответствовало учебным целям.
Учебный характер издания (в том числе, сайта) – вопрос факта, который суд будет решать по своему усмотрению. При этом в качестве ориентира суды используют ГОСТ 7.60-2003 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды.
Термины и определения», в соответствии с п. 3.2.4.1.
7 которого «учебным изданием является издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанное на учащихся разного возраста и ступени обучения».
В качестве минимальных мер предосторожности любой юрист посоветует вам, как минимум:
- указать в стандартных условиях пользования сайтом, что отдельные материалы, опубликованные на сайте, преследуют учебные цели;
- уточнять это в каждой публикации, в которой используется материал;
- предусмотреть форму (специальный адрес электронной почты) для направления претензий;
- указывать правообладателя;
- указывать источник заимствования.
В качестве более весомых мер предосторожности можно рассмотреть возможность создания отдельного ресурса (домена третьего уровня) — например, www.education.pressfeed.ru, и передачу нового ресурса в управление дочерней НКО, целью которой будет именно учебная и просветительская деятельность.
К материальным санкциям за нарушения исключительных прав на произведение относятся:
- взыскание убытков;
- взыскание компенсации в размере от 10 тыс. до 5 млн. рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;
- взыскание компенсации в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров;
- взыскание компенсации в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения тем способом, который использовал нарушитель.
Правообладатель вправе выбрать форму ответственности на свое усмотрение. В силу сложности доказывания размера убытков, практика идет по пути взыскания компенсации в размере от 10 тыс. до 5 млн. рублей. Точный размер которой определяется судом.
Источник: https://news.pressfeed.ru/film-copyright/
Не BadComedian единым. 20 блогеров, которые снимают обзоры фильмов на YouTube
Полторы недели в трендах российского YouTube держится новый обзор блогера Евгения Баженова (BadComedian) на блокбастер «Движение вверх» и ответ критика на реакцию авторов фильма. Баженов — признанный лидер жанра критических видеообзоров, но ролики с разбором новых фильмов выпускает не он один. Hello Blogger собрал кинокритиков российского YouTube, которые заслуживают внимания.
Руслан Усачев
Видеоблогер начал снимать ролики с формата кинообзоров. В рубрике «Вредное кино» блогер критиковал российские фильмы, которые трудно смотреть без слез. Со временем Руслан стал пробовать другие форматы и от кинообзоров отказался, но в архиве канала по-прежнему можно найти забавные видео о кино.
Cut The Crap
Автор канала выбирает куски из кинолент и рассказывает о теориях, «пасхальных яйцах», отсылках, ляпах и детально разбирает новые трейлеры.
SokoL[off] TV
Блогер Александр Соколов раз в месяц делает шоу о плохом и крутом кино под названием «Плохбастер шоу». А еще по понедельникам рассуждает о последних премьерах в выпусках «Обо всем понемногу» и иногда выпускает собственные рейтинги «ТОПот Сокола».
Chuck_review
На канале часто разбирают программы с российского телевидения, тм выпускают и обзоры фильмов.
КИНОКРИТИКА
Блогер Илья Бунин делает обзоры премьерных фильмов, рассказывает о новостях кино и составляет кинорейтинги.
ДЕНИС ОПТИМИССТЕР
Денис — киноман, который рассказывает о фильмах, комиксах и играх. Иногда делает клипы и делится опытом.
ИГРОМАНИЯ КИНО
Канал с игроманским взглядом на кино, впечатлениями с первых показов, интересными фактами о кинематографе, киноляпами.
KINOKOS
Автор канала разбирает ошибки в фильмах, которые вы наверняка не заметили, когда смотрели это кино.
ВСЕ О ФИЛЬМАХ И СЕРИАЛАХ
Подборки, рецензии, обзоры и новости из мира кино.
SUPER_VHS
Авторы канала снимают честные трейлеры — забавные критические видео о популярных фильмах.
MOVIESCIENCE
Ведущий канала на примере известных фильмов великих режиссеров разбирает важные аспекты кинопроизводства, рассказывает о кинематографических техниках.
Леша Пчелкин
Блогер и рэпер Леша Пчелкин делает обзоры хороших и плохих новинок кино и видеоигр.
КИНОНАХ
Профессиональный зритель, любитель и ценитель хорошего кино рекомендует, какие новые фильмы и сериалы стоит смотреть, а какие — нет.
Red Cynic
Остроумный, язвительный, циничный критик препарирует современные и старые фильмы. Ищет чушь и ахинею там, где они есть, и там, где зритель их мог не увидеть.
KINOKILLER REVIEWS
Авторы канала стебутся над фильмами ужасов и делают обзоры важных кинопремьер.
МЕФИСТО
Кинокритик отбирает фильмы, которые смотреть не стоит, и рассказывает, почему этого не надо делать.
БЕССМЕРТНОЕ КИНО. ФИЛЬМЫ. КИНО. НОВИНКИ
Мультяшный VJ Костя Киноман рассказывает, что творится в киноиндустрии, делает обзоры фильмов нашего детства и легендарных личностей.
…AND ACTION!
Александр Рыбаков (West) — режиссер монтажа, который делится опытом, рассказывает о кино, анимации и немного о культуре, а также о механизмах и методах киноязыка.
Научи хорошему
Канал вырабатывает у зрителя навык осознанного восприятия информации с позиции ответа на вопрос «а чему это учит?».
КИНО ОГОНЬ
Авторы канала много и по-разному говорят о кино, разбирают детали фильмов и дают оценки.
Источник: https://helloblogger.ru/journal/ne-badcomedian-edinym-20-blogerov-kotorye-snimayut-obzory-filmov-na-youtube/
Как снимают кино: хитрости на съёмочной площадке — Кино и сериалы на DTF
Или небольшой ликбез о том, как обманывают зрителя за кулисами.
Если вы хоть немного интересуетесь кино, то должны были натыкаться на различные фото и видео, где итоговый кинокадр сравнивают с расставленными под хромакей декорациями.
Зелёное полотно, простирающееся вдоль всего заднего плана, превращается в лучистый закат, а уродливые куклы, обтянутые салатовой тканью — в причудливых монстров. Здесь нас не обмануть, всё-таки не первый день смотрим на CGI-графику. Порой достаточно одного беглого взгляда, чтобы распознать, что в кадре является подлинным, а что — нарисованным с помощью компьютерной графики, не правда ли?
Неправда. Так я считал пару лет назад, будучи глупым и не особо посвящённым в закулисные дела кинематографа. На деле же, если CGI сделан грамотно, то вы даже не узнаете, что он есть в кадре. И используют его не только в сценах с живописными пейзажами и кровожадными монстрами — CGI можно увидеть даже в самых неожиданных местах.
Примеров можно накопать просто уйму: персонаж Джонни Деппа в «Мрачных тенях», будучи вампиром, ни разу не моргает, на табличке Брюса Уиллиса из «Крепкого орешка 3» не было слова «НИГГЕРЫ» (да, был реальный шанс получить от оных по шее), а усы Генри Кавилла из «Лиги справедливости»… ну… эм… просто перейдем к следующему абзацу, хорошо?
В итоге, мне стало интересно, как работает киношный «бэк-энд», и я стал копать в этом направлении. Пропустив через себя с десяток случайных статей на эту тему, я решил, что «реализм» и «реалистичность» — это, в общем-то, разные вещи.
Вспомнить хотя бы рекламу Nescafé, где в пустую чашку засунули влажный и подогретый в микроволновке тампон. Зачем? Так пар из чашки выглядел отчётливее, а потому и кофе казался ароматнее. Вот налитый кофе для меня стал реализмом, а тампон в чашке — реалистичностью. Кино снимают точно так же, и киноделы не только создают с нуля что-то выдуманное — они превращают «реализм» в «реалистичность».
Жесть, которую вы слышите в фильмах ужасов — это овощи
Зомби, поедающий гниющую плоть, вываливающиеся наружу внутренности, выдавливание глаз — вот это вот всё. Может, не всё из этого овощи, иногда используют другую еду. Фавориты у киноделов — арбуз и капуста.
Если ковырять арбуз, то можно получить звук, похожий на раздирание мяса. Бейте ножом капусту — получится хлюпанье крови в открытой ране. Разломайте сельдерей — получите перелом ноги, укусите помидор с характерным похрипыванием — и вот вам зомби за трапезой.
29, 341, 45, 119, 1311, 9
Нет, это не лотерея и не цифры из «Остаться в живых». Это всего лишь последовательность, которую произносит про себя массовка на заднем плане. Уж не знаю, почему именно эти цифры — просто какой-то британский ученый от мира кино провёл исследование и выяснил, что именно эта последовательность больше всего похожа на обыденную речь.
Массовка эти цифры заучивает, а потом проговаривает, но беззвучно (в микрофоны актёров не должны попадать посторонние звуки). Все эти «болтающие» актёры на фоне почти никогда не издают громких звуков. Даже если актёру на заднем плане нужно щелкнуть пальцами или хлопнуть в ладоши — он это симулирует.
Массовка в фильме «Разыскивающий» (1980) должна изображать оживленную беседу, не издавая при этом ни звука, а это не так легко, как может показаться
Актёры не едят по-настоящему
Когда я был маленьким, то считал, что актёрам в этом плане очень повезло. Каждый раз, когда в кадре появлялся персонаж, жующий что-то аппетитное, я полагал, что актёры могут специально заваливать дубли, чтобы наесться до отвала. Уж не обессудьте, мне тогда лет десять было.
Реальность же такова, что большинство сцен снимается далеко не с первого дубля, поэтому актёру и лажать-то не надо — всё равно сцену с поеданием «чего-то аппетитного» переснимут раз десять.
А так как место в желудке не резиновое, то актёры в кадре жуют, но не глотают. Как только дубль заканчивается, им подносят урну, куда они выплёвывают пережеванную еду.
Да уж, в детстве я об этом как-то не задумывался.
Вам ведь не нужно говорить, откуда этот отрывок, верно?
Ночные дороги всегда мокрые
Знаю, что это подсайт «Кино», а не «Игры», но помните этот скандал, когда люди заподозрили Marvel’s Spider Man в даунгрейде графики? Всему виной были лужи, которые показали на Е3, но убрали в геймплейном демо.
Даже не помню, чем закончились эти споры, но одно всё-таки стоит признать: мокрый асфальт более эстетичен для глаз. Киноделы это тоже прекрасно понимают, поэтому в следующий раз, когда увидите, как главный герой разъезжает по дороге в ночное время — обратите внимание на асфальт.
Мокрая дорога лучше отражает свет, что придает кадру определённый контраст
Зловещие тучи — это чернила в воде
Оказавшись в голливудском фильме, не стоит ждать ничего хорошего от затягивающегося зловещими тучами неба. Лучше особо не засматриваться, ибо на вас грядет либо природный катаклизм, либо НЛО. Воспроизвести такие мистические облака через CGI довольно затруднительно, поэтому киноделы используют хитрости — впрыскивают чернила в аквариум с водой и снимают полученный результат.
Прибор, которым это осуществляют, даже носит специальное название — Cloud Tank. Извержение вулкана, песчаные бури или просто масштабный взрыв — всё это может быть снято с помощью чернил и воды.
Люди в массовках не всегда настоящие
Да, такая вот простая истина. Хорошим примером послужит начальная сцена фильма «Король говорит!», где чуть ли не вся толпа была ненастоящей.
Зритель не отличит манекен от настоящего человека, потому что публика в сцене статична и показана дальним планом.
Манекенов в непосредственной близости от Колина Фёрта не видно из-за расфокусировки (про фокус — здесь). Толпа крупным планом, кстати, выглядела так.
Кадры сменяют друг друга слишком быстро, чтобы зритель заметил подвох
Актёры на экране не пьют, не курят и, разумеется, не употребляют наркотики
Если персонаж фильма курит, актёр использует специальные травяные сигареты, которые не содержат никотина и смол. Правда, так было не всегда — ещё лет тридцать назад о таком шайтанстве не знали и курили по-настоящему.
Лиам Нисон в «Воздушном маршале» и вовсе курил ромашку. Становится ли он теперь менее брутален?
Раньше всё как было… Звонишь в табачную компанию и говоришь: «Я снимаю кино, и мне нужны сигареты», и тебе присылают ящик. Помню, для съёмок «Таинственного поезда» нам прислали огромный ящик Silk Cut — мы его всей съёмочной группой курили
А марихуану заменяют специальные гибридные шишки. Они и внешне похожи на дурь, и дымят так же, но без психоактивных веществ. Тем не менее, иногда реквизит бывает вполне натуральный. Один из самых известных примеров — «Красота по-американски», в которой Кевин Спейси укурен по-настоящему.
Конечно, актёры могут курить по-настоящему. Могут и пить по-настоящему (вы же знали, что на съёмочной площадке водка — это вода, а пиво — яблочный сок?) Но никто не согласится по-настоящему употребить наркотик.
Для того, чтобы изобразить героин, киноделы прибегают к самым разным хитростям. Например, в «Американском гангстере» актёры вкалывали себе маннитол — осмотический диуретик, широко применяющийся в фармакологии для выведения из организма жидкости.
В фильме «На игле» сцены применения героина показывали весьма натуралистично, поэтому для съёмок создали искусственную руку, которую наполнили красной жидкостью. Как только шприц «втыкался» в такую руку, поршень шприца поднимался вверх — красная жидкость из искусственной руки смешивалась с жидкостью внутри шприца.
Одна из тех самых сцен в фильме «На игле»
Кокаин же раньше заменяли пищевой содой и сухим молоком, но от такого «рецепта» решили отказаться по простой причине — вдыхать такое не очень приятно. Если и есть сцена, где герой вдыхает кокаин, то скорее всего это будет инозитол (витамин B). Хотя такой реквизит тоже не по душе некоторым актёрам.
Я нанюхался столько этой дряни, что у меня начался бронхит! Мои легкие были наполнены порошком, и я болел месяц или полтора. Но не поймите меня неправильно: я бы снова согласился это сделать. В смысле, это же фильм Скорсезе!
«Technicolor blood»
В старых чёрно-белых фильмах использовали шоколадный сироп для того, чтобы изобразить кровь. Когда фильмы обрели цвет и стало понятно, что шоколадом зрителя не обманешь, в ход пошёл кукурузный сироп с пищевыми красителями. Сейчас же используют вещество под названием «technicolor blood», которое очень похоже на настоящую кровь и которое очень легко смыть.
Кровавый Николас Кейдж в кровавом «Мэнди»
Но, опять же, обычной крови может быть недостаточно. Что делать, если в кадре изображено кровопролитие? Для этого возле места, откуда идет кровь, лепят специальную трубку, которую прячут за искусственной кожей. Иногда делают наоборот: прячут трубку не на жертве, а на орудии убийства (например, на ноже). Тогда кровь течет из оружия, но этого не видно из-за динамики происходящего.
Для постельных сцен придумали специальные мешочки
Такой реквизит на съёмочной площадке называется «сумка скромности». Такая «сумка» предназначена для мужчин и с виду напоминает носок. Сей носок оборачивается вокруг половых органов мужчины, полностью закрывая их видимость.
Аналог «сумок» для женщин — белье телесного цвета. Зачастую актрисы используют и наклейки, покрывающие соски, а когда дело доходит до серьёзных сексуальных сцен — задействуются протезные гениталии. Хотя иногда, правда, снимают по-настоящему. Выходит реализм.
«Любовь» Гаспара Ноэ — один из тех редких фильмов, где можно увидеть настоящий половой акт
Сахарное стекло
Герои боевиков бесстрашно сражаются на крышах мчащихся поездов и высоток, а ещё с полной уверенностью запрыгивают в окна, разбивая стекло собственным телом.
Стекло при этом, правда, ненастоящее — его заменяют прозрачные пластины из очищенного сахара. Такое стекло можно приготовить хоть в домашних условиях — благо, интернет кишит подобными инструкциями.
Сахарная пластина при этом безопасна и очень легко «разбивается», что позволяет использовать её в экшен-сценах.
Однако в наше время киноделы всё чаще отдают предпочтение стеклу из тонкого пластика — фе, как скучно!
«Дивергент, глава 2»
Вполне вероятно, что весь снег на экране — ненастоящий
Киноделы не любят снимать настоящий снег по целому ряду причин. Во-первых, за первые же несколько дублей вся одежда и декорации намокнут, техника выйдет из строя, а актёры могут слечь с простудой. Во-вторых, снега может попросту не быть. И что тогда, откладывать съёмки? А если на дворе — лето, а в кадре срочно понадобилась зима?
Ещё лет сто назад, когда кино только зарождалось, у съёмочной группы не было другого выбора, кроме как ехать туда, где снег есть. Именно это было сделано в фильме Чарли Чаплина «Золотая лихорадка» (1925). Вся команда переехала в другой округ, далеко на север, чтобы найти нечто похожее на снежный перевал.
Некоторые же кинематографисты тех времён использовали вместо снега асбест, но потом его у «киношников» отобрали и стали использовать для военных целей.
Разумеется, никто не заставлял детей из «Хроник Нарнии» сниматься на настоящем морозе
Сейчас в Голливуде есть целая компания по производству искусственного снега — Snow Business. Незаменимое предприятие изготовляет и доставляет на площадки более 170 видов искусственного снега, самый популярный из которых состоит из мелко нарезанной прессованной бумаги.
Рвота — это овсянка или пюре из спагетти
Сцена с рвотой зачастую зависит от того, насколько эта рвота обширна. Обычно хватает того, что в рот актёра помещают порцию овсянки или пюре, но иногда персонаж блюет целой струей, обрызгивая всех и вся вокруг. Для таких сцен на лице актёра фиксируют скрытую трубку, из которой и выдувается вся псевдо-рвотная масса.
«Останься со мной». Присмотревшись, можно увидеть, что рвотная масса выходит не изо рта
Дети не знают, что снимаются в ужасах
Как снять ребёнка в недетском фильме? Очень просто — держать его в неведении! Чаще всего это делается в форме игры, когда ребёнка просят делать определённые действия (выглядеть испуганным, написать что-то на зеркале), не объясняя специфики ужасов, которые таятся за этими действиями.
Иногда дети даже не знают, что снимаются в ужастике. Например, Дэнни Ллойд, тот самый пацан из фильма «Сияние», посмотрел свой фильм только в шестнадцать лет — до этого он действительно не знал, что играл в экранизации романа Стивена Кинга, известного мастера ужасов.
Ничего не подозревающий Дэнни Ллойд в «Сиянии»
Большие миниатюры дешевле CGI
Такие декорации на съёмочной площадке любят называть «бигиаютрами». Небоскрёбы, замки и целые королевства — это далеко не всегда компьютерная графика. Без неё в монтаже, конечно, не обходится, но гораздо проще соорудить настоящий миниатюрный макет, чем добавлять с нуля все несуществующие строения.
Макеты, за неимением альтернатив, широко распространялись в кинематографе прошлого века, но продолжают использоваться и в сравнительно новых фильмах.
Так, декорации «Властелина колец» или «Гарри Поттера» не были воссозданы с помощью компьютерной графики, а учитывая, что макеты все ещё хранятся где-то на голливудских складах, можно с уверенностью сказать, что Минас Тирит и Хогвартс — вполне себе существующие места. Правда, очень маленькие.
На съёмках фильма «Начало». Сам же Кристофер Нолан является противником хромакея и старается использовать его только в самых необходимых случаях
Заключение
Это, конечно, далеко не все хитрости, к которым прибегают киноделы на съёмочной площадке.
Суровые щетинистые мужики, зайдя в бар, наверняка будут пить не виски со льдом, а уксус с желатином, бравый средневековый воин скорее всего наденет доспехи, которые уже снимались в десятке других фильмов, а завтра на одной из съёмочных площадок и подавно окажется, что хлюпанье яичного белка похоже на разговоры пришельцев.
И ведь, что парадоксально, пей герой настоящий алкоголь, кури он настоящие сигареты — результат вышел бы не таким натуралистичным. Как бы не хотелось этого отрицать, порой нам приятнее видеть подогретый тампон вместо настоящего кофе.
Другие статьи из цикла
Засим откланяюсь. Всем хорошего кино!
#технологии #long #dtf_gang
Материал дополнен редакцией
Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.
Написать
Источник: https://dtf.ru/cinema/47037-kak-snimayut-kino-hitrosti-na-semochnoy-ploshchadke
Кинопрофессии: Фотограф на площадке — о поисках взаимопонимания — Статьи на КиноПоиске
КиноПоиск беседует с тем, чьими глазами зрители видят фильм еще до его появления на экранах, — с фотографом на площадке. Эта работа сначала может показаться настоящей сказкой: бесконечные путешествия, необычные места съемок, известные актеры и режиссеры в кадре. Но так ли все просто? Рассказывает Ирина Середа, фотограф «Курьера из „Рая“».
Ирина Середа, работавшая на съемках «Курьера из „Рая“», вот уже больше десяти лет живет по совершенно особенному графику — от одной киноэкспедиции до другой. Вместе с киношниками она выдерживает многочасовые смены и отдыхает, когда у группы отсыпной.
Ее работа сначала может показаться настоящей сказкой: бесконечные путешествия, необычные места съемок, известные актеры и режиссеры в кадре.
Однако так ли все просто? КиноПоиск узнал у Ирины, что самое сложное в ее работе, а также о том, легко ли стать фотографом в кино человеку с улицы.
Все фотографии с площадки «Курьера из „Рая“», использованные в данном материале, сняла Ирина.
Расскажи, как ты стала фотографом в кино?
Когда мне было 10 лет, мама подарила мне фотоаппарат «Зенит». Я совершенно не умела на него снимать. Потом прошли годы, я захотела стать кинооператором, но я не знала, что для того, чтобы им стать, нужно уметь фотографировать.
В 14 лет в моем классе учились две сестры, мама которых работала в Фонде Ролана Быкова. А я снимала на мыльницу какие-то фотоработы. Она увидела их и сказала: тебе нужно поступать во ВГИК.
Я туда сходила, поняла, что нужно уметь фотографировать, и стала учиться.
Училась я во Дворце пионеров у двух замечательных фотографов. В кино же я попала следующим образом. Я не поступила во ВГИК после школы и пошла работать в ИТАР-ТАСС экспедитором в службу новостей. В какой-то момент моя мама позвонила мне и сказала: завтра ты летишь в киноэкспедицию.
Я не поняла: как это? Оказывается, мама ехала по Мосфильмовской улице, увидела голосующую женщину и согласилась ее подвезти. Они разговорились. Та оказалась директором картины Александра Абдулова «Бременские музыканты & Co».
Мама рассказала про меня, что я хочу фотографировать, хотела быть кинооператором, и они договорились, что я поеду в эту экспедицию и просто там пофотографирую. С этого все и началось.
То есть это счастливое совпадение. А как дальше ты находила проекты?
В кино все так и происходит — через знакомых. Сначала я была у Кеосаяна, в «2В», потом пошла в «Про-Синема», и там уже произошло много всего интересного.
Они занимались производством телефильма Владимира Ивановича Хотиненко «Следствие ведут знатоки». Так я стала работать с Хотиненко; он замечательный режиссер.
С ним получилось много снять проектов, например фильм «Поп» (недавно же Ирина работала на съемках «Бесов» — Прим. КиноПоиска).
Какие перед тобой ставят задачи продюсеры?
Главная задача — рекламная фотография. Как сказал Джаник Файзиев (а мне очень понравилась его формулировка), мы шьем фрак. От того, какой фрак получится, зависит, как человек будет выглядеть. По сути, фотографии — это реклама проекта, нужно показать его с самой красивой, интересной, масштабной стороны.
Какие были в твоей карьере самые запоминающиеся проекты?
«Гибель империи», «Дневной дозор», «Поп». «Август. Восьмого» того же Файзиева — один из самых ярких и запоминающихся. Кстати, он сам меня нашел. Я работала до этого для нескольких проектов Первого канала, и Джаник видел мои фотографии. Они ему очень понравились, и он попросил меня найти.
Таких масштабов, такого взаимопонимания в группе, как на «Августе», я не припомню. Поскольку картина была военная, было много пиротехнических трюков, то нужно было снимать военные действия. Мы периодически ощущали себя действительно в эпицентре войны: все летает, взрывается, гильзы горящие летят.
Фотограф на площадке — это еще и опасная для жизни профессия!
Конечно! Когда мы снимали «Убойную силу» в Каннах, было очень смешно. Мы должны были снять главных героев в режиме онлайн на каннской лестнице, пока они по ней поднимаются.
Что-то произошло с организацией этого мероприятия, поэтому мы не могли там быть как съемочная группа официально.
На всю группу у нас было пять или семь пригласительных билетов, при этом у нас была обычная смена часов до шести, а потом мы резко должны были переодеться в вечерние платья и костюмы и бежать на эту красную дорожку.
Нас было всего несколько человек: оператор-постановщик, его два ассистента, я. У меня была задача снять рекламную фотографию наших главных героев на каннской лестнице. Первый канал сделал мне неправильную аккредитацию — оператора вместо фотокорреспондента.
В итоге меня поставили к видеооператорам, а мне нужно сделать этот решающий кадр! Я беру с собой фотокамеру, меня останавливают, говорят, что нельзя с фотоаппаратом.
Мы решаем эту проблему так: мне дают маленький фотик с объективом-полтинником и тяжелую кинокамеру как ассистенту оператора, я беру ее и, вся нарядная, тащу на дорожку. Под этим прикрытием мне нужно было сделать кадр с одного дубля.
Но там все очень строго! Если у тебя кинокамера, то ты снимаешь только видео, фотографировать запрещено. В итоге каждый раз, когда я пыталась достать фотоаппарат, ко мне подходил суровый охранник и спрашивал, почему я снимаю.
Я пыталась давить на жалость, говорила, что там мои друзья, что это для себя, в альбом. В итоге он сдался и сказал: хорошо, но только три раза.
Из-за этого, конечно, хорошие фотографии не получились, но наши дизайнеры обыграли эту ситуацию.
Неужели сняли с одного дубля? Там же толпа людей.
Предполагалось, что наши герои пройдут один раз. Наши же актеры проходили четыре раза! Мне кажется, только русские так могут.
Они проходили наверх, потом разворачивались, спускались по лестнице и поднимались снова. И так три-четыре дубля! Никто не понимал, что происходит.
Охранники были сбиты с толку: кто эти люди, почему они ходят туда-сюда, почему я каждый раз пытаюсь сфотографировать их в семейный альбом?
Еще у нас там же, на съемках «Убойной силы», был Жерар Депардье. То есть нам сказали, что он приедет, предупредили, мол, не подходить, не трогать, не фотографировать. Как же мне делать свою работу? А он должен был быть у нас только две или три смены.
У него тогда еще была какая-то трагедия в семье, кажется, с сыном, говорили, что у него плохое настроение. К нашему удивлению, он оказался очень доброжелательным, любезным, общительным. Но мне тогда сказали: никаких фото, кроме площадки.
Я, естественно, пыталась хоть как-то его снять — мне же надо работать! Была очень нервная обстановка. В какой-то момент я уже отчаялась: что-то не получалось, не срасталось. Я вышла на балкон, будучи очень расстроенной. И тут выходит ко мне он, Жерар Депардье, и жестами показывает: снимай меня.
Получилась отличная фотосессия. То есть он как-то понял мое настроение, или я ему просто приглянулась, не знаю.
https://www.youtube.com/watch?v=R67UnTFT81U
Часто не срастается, или это исключение?
Работа фотографа на съемочной площадке — специфическая вещь. Ты все время как уж на сковородке: нужно обходить какие-то острые углы, искать к каждому индивидуальный подход, учитывать тысячу моментов, которые вокруг происходят. Никто не любит фотографироваться, а потом все хотят хорошие снимки.
Хотят чистый звук с площадки, значит, щелкать затвором нельзя. Стоят пять камер — трудно найти место, чтобы встать и не мешать съемке. К тому же все хотят своего личного пространства. Кино — это сложная работа в коллективе.
Поэтому я считаю, что самое главное для фотографа, помимо профессиональных качеств, — это умение общаться с людьми и относиться к ним честно, искренне. Тогда все получится.
А с кем еще из зарубежных звезд вроде Депардье удалось поработать?
В моей жизни было два забавных случая. Помнишь сериал «Санта-Барбара»? Мне в детстве очень нравился Мэйсон. Так случилось, что одним из моих первых проектов был сериал «Русские в городе ангелов» режиссера Родиона Нахапетова.
В этом сериале были Эрик Робертс, еще кто-то и как раз актер Лейн Дэвис, который играл Мэйсона. Каково было мое счастье, когда я его увидела! (Смеется.
) Тогда снимали как раз русский блок, и мы с ним начали общаться, он дал мне свою почту, мы еще долго переписывались.
Второй случай был как раз связан со съемками «Убойной силы» в Каннах. У нас была французская сторона продакшна, мы же провели там три недели. Эта французская сторона как-то мной прониклась, и они меня позвали работать на проекте, который, как предполагалось, должен был стартовать через четыре месяца в Румынии.
На тот момент я не знала, что это за проект, но приглашение было словно из сказки. И зарплата другая, и отношение, словно другая планета. Я, естественно, согласилась и ждала этот проект. После «Убойной силы» я вернулась в Москву и почти сразу уехала на съемки «Участка».
Хотя я продолжала ждать тот румынский проект, но он постепенно стал казаться какой-то сказкой, которая никогда не случится. Меня тогда уже позвали работать на съемках «Гибели империи». От французов ни слуху ни духу, и я приняла приглашение — лучше синица в руках.
Буквально через две недели после того, как мы уехали в экспедицию с «Гибелью», меня находит мой французский друг и говорит: поехали! Я говорю: как поехали? Так это была не шутка? Но уйти с проекта я уже не смогла и в итоге в Румынию, конечно, не поехала. А проект, как выяснилось, был «Багровые реки 2».
Фотографии ты все отдаешь студии, которая занимается производством?
По контракту с компаниями все фотографии принадлежат им. Да для себя и не получается снимать, вся жизнь проходит на площадке. Снимать приходится очень много, настолько, что физически очень устаешь, не можешь держать в руках фотоаппарат уже.
У тебя, наверное, гигабайты и гигабайты фотографий после каждого фильма?
Все зависит от того, какой проект. Я считаю, мне повезло, потому что я работала на очень интересных проектах, где хочется и получается снимать много. Но все зависит от того, что происходит на площадке и какие стоят задачи. Порой в день ты можешь сделать два—три кадра, а иногда за смену сливаешь на ноутбук фотографии с двух флешек по 9 гигабайт.
Всегда ли есть спрос на услуги фотографов на площадке?
Загруженность получается плотная. Это не всегда игровые полнометражные фильмы. Бывают и сериалы, и телепроекты, но почти всегда после окончания одних съемок есть предложение поехать на другие. В таком ритме даже бывает непросто работать, порой хочется отдохнуть.
А на телепроектах задачи те же, что и в кино?
Да, это и фото на память, и фоторепортажи с площадки для СМИ, и рекламные фото, и игровые. Часто из фотографий делают потом плакаты, афиши.
Что значит «игровые фотографии»?
Игровые фотографии — это те, что появляются в кадре. Например, в «Курьере из „Рая“» — это карточки в доме героя Дмитрия Дюжева, на которых он с женой, календарь с Лизой Боярской на стене в комнате его дочери. Эти фотографии нужно сделать до съемок, причем порой в полевых условиях. Подготовить, в случае с домашним альбомом состарить, чтобы они смотрелись как настоящие.
Много ли у тебя коллег по профессии? Общаешься ли ты с ними?
Мир кино очень узкий. Действительно, все друг друга знают. У меня есть знакомые фотографы, но что касается киношных фотографов, то то ли существует какая-то ревность, то ли еще по какой-то причине, но мы практически не общаемся между собой.
И, насколько я могу судить, людей в этой профессии не так уж много. Помню, был такой фотограф Игорь Гневашев. Не знаю, какова сейчас его судьба. Он был классическим фотографом старой школы, много работал в кино, такой мэтр. Кажется, даже преподавал где-то. С ним мы, помню, как-то общались.
Но совсем уж друзей-приятелей в этой среде у меня нет.
А если человек хочет стать фотографом в кино, насколько это реально? Можно ли прийти в студию и сказать: хочу для вас снимать хоть бесплатно?
В кино, как правило, это связи. Это вообще мир знакомств и знакомых. Я считаю, это дело случая. Если это твое, то это произойдет. Для того чтобы работать в кино, мало уметь фотографировать. Нужны знакомые, нужен опыт общения с людьми.
Что-то изменилось в работе фотографа на площадке за то время, что ты в этой профессии?
Когда-то, как мне рассказывали, к фотографам в кино было особое отношение. Потому что все понимали, что это серьезная работа. Не менее серьезная, чем кинооператор, например. Актеры специально играли дубли для него.
Ставилась камера (техника тогда, конечно, была более громоздкой), и актеры играли для фотографа, как на кинокамеру. Сейчас все изменилось. За 12 лет, которые я в кино работаю, я наблюдаю очень серьезные изменения в отношении к фотографии.
Мир меняется, технологии тоже, и отношение, к сожалению, тоже. Я считаю, это неправильно. Все мы делаем серьезное и важное дело, и фотограф тоже. Конечно, все зависит от продюсера, от заказчика. Ведь все хотят получить хорошие фотографии.
Но если вы их хотите, то почему такое отношение к фотографу как человеку, который просто бегает по площадке и мешается?
В этом и заключается, наверное, работа фотографа — чтобы найти взаимопонимание со всеми участниками процесса и получить все-таки хорошие кадры. Но это непросто.
Если раньше была возможность снимать во время репетиций, ведь во время дубля часто пишут чистый звук и фотографировать нельзя, то сейчас часто снимают без репетиций. А значит, возможности снять игровые кадры из фильма практически нет. Актеры не всегда идут на контакт и вообще часто не любят фотографироваться.
А если и соглашаются, то они никогда не будут играть для фото так, как они это делают во время репетиции или дубля. Приходится учитывать очень много таких моментов.
Зато с такой работой, как у тебя, наверное, не заскучаешь, ведь все проекты разные.
Конечно, это не может наскучить. Хотя мне рассказывали, что бывают унылые, скучные проекты, куда люди идут исключительно ради денег. Я про себя знаю, что не смогу честно работать на проекте, сидя месяцами в павильоне, потому что мне сложно сидеть долго в четырех стенах. Если мне предлагают что-то, что мне претит, я откажусь, даже если предложат большие деньги.
Источник: https://www.kinopoisk.ru/article/2288816/